«И будет оберегать меня в этом пути, которым иду» (28:20). Особое провидение сопровождает человека на каждом шагу и движении. Из следующего рассказа можно будет явно почувствовать, как Б-г обращает на нас внимание и спасает от всякой беды и несчастья.
Человек, о котором мы будем рассказывать, — это рав Айзик Рот, освятивший Имя Небес во времена катастрофы. Но описываемые события произошли уже после катастрофы.
В годы 5720-24 (1960-64), когда враг евреев Эйхман был пойман в Аргентине и доставлен в Израиль, чтобы предстать перед судом, его дети и приятели-нацисты, многие из которых проживали в Южной Америке, поклялись отомстить евреям за его поимку.
И действительно, в Буэносе Айресе была попытка захватить автобус, в котором еврейские дети ехали в школу. Об еще одном случае попытки мести со стороны нацистов вы прочтете в следующих строках.
По пути домой рав Айзик остановился на окраине города Рио де-Жанейро в Бразилии. Внезапно рядом с ним остановилась машина, в которой сидели трое молодых людей. Они обратились к нему по-немецки и спросили адрес рава Пинка — главы ортодоксальной общины города.
Рав Айзик подумал, что перед ним еврейские юноши, выходцы из Германии, поскольку в городе было много таких — беженцев, сумевших сбежать из Германии после прихода нацистов к власти.
Рав Айзик приветливо ответил им, сказав, что и сам направляется в тот район, где живет рав Пинк, и готов сесть к ним в машину и показать им дом рава.
Сев в машину, рав Айзик заметил, что водитель едет окольными путями и направляется за пределы города. Когда он постарался выяснить, куда они движутся, и указал им, что это ошибочный путь, они словно воды в рот набрали, а водитель еще больше ускорился и поехал за город, где простирался огромный лес.
Рав Айзик начал пытаться своими слабыми силами высвободиться из ловушки и ударил дверь ногами, стараясь открыть ее, но сильные молодые люди сумели уложить его на пол автомобиля.
Тогда понял рав Айзик, что попался в сети нацистских убийц и с сильным плачем начал произность исповедь (видуй).
Вдруг похитители притормозили, выбросили его из машины и скрылись из виду.
Потрясенный Рав Айзик, не понимая, за что совершилось с ним это чудо, сумел заметить машину полиции, проезжавшую мимо. Он не успел обратиться к быстро проехавшим полицейским и обнаружил себя в одиночестве на краю леса.
Но прежде, чем он пришел в себя, вдали вновь показалась машина похитителей. Теперь он понял, что эти молодые люди испугались полиции, ошибочно полагая, что стражи закона едут за ними и преследуют их, а потому и выбросили его. Но теперь, когда опасность миновала, они поспешили вернуться по своим следам, чтобы вновь поймать добычу.
Они остановились рядом с равом Айзиком и приказали ему лезть в машину. Он пробовал возражать, но они схватили его руками, и вот, губы его вновь стали проговаривать текст исповеди.
И снова, как в прошлый раз, хотя эта часть дороги была наиболее заброшенной, неожиданно появился роскошный автомобиль. Когда проезжающий водитель понял, что молодые люди пытаются силой усадить еврея к себе в машину, он остановился и вышел спасти его, начав раздавать им удары направо и налево.
Разыгралась тяжелая борьба, в ходе которой спаситель одолел трех немцев. Он взял с собой рава Айзика и с большой поспешностью покинул то место.
Спаситель отвез рава Айзика домой и там сердечно расстался с ним. Тот уговаривал его сказать свое имя и адрес, но человек этот отказался и захотел остаться неизвестным. Рав Айзик упрашивал его придти на благодарственную трапезу, которую он сделает на следующий день, и тот согласился и пришел. С тех пор следы его теряются.
Без сомнений, это был посланник провидения свыше, отправленный спасти рава Айзика. И в этом состояло большое чудо (Бархи Нафши).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.