«Не задерживайте меня» (24:56). Домой к гаону раби Хаиму Каневскому пришла девушка, учащаяся в старшей группе одного из семинаров в Бней Браке, и рассказала ему об удивительном явлении, происходящем у них в группе. Хотя это была старшая группа, ни одна из девушек еще не дошла до помолвки. Посетительница хотела узнать, что думает по этому поводу гаон и что он советует сделать.
Рав Хаим сказал, что если и в самом деле речь идет о целой группе, это относится к «греху общины», и нужно подумать, в чем согрешила и что нарушила вся эта группа. «Есть две возможности», — сказал рав Хаим, — «или оскорбили учителя, или одну из своих подруг».
Девушка передала эти слова своим подругам, и после исчерпывающего обсуждения они пришли к выводу, что учителя они точно не оскорбляли. Но вполне может быть, что одну из девушек, учащихся в их группе, они действительно оскорбили.
Это была несчастная на вид девушка. Хотя ни одна из ее одноклассниц не собиралась ее оскорблять, возможно, что ее задели чем-то совсем незаметным — например, не отнеслись к ней достаточно приветливо или указали ей на то, что она выглядит не слишком хорошо и т. п. Но как бы то ни было, это нанесло ей оскорбление.
Ученицы этой группы послали ей достойный подарок и попросили, чтобы она простила их. Но девушка удивила их и прямым текстом сказала, что не собирается прощать за нанесенное ей оскорбление.
Подруги были ошеломлены и поняли, что здесь произошло нечто серьезное. Им стало ясно, что пока они не уговорят обиженную примириться с ними, продолжится эта задержка с замужеством.
Они стали вновь обдумывать свои шаги и решили, что вся группа должна пойти домой к обиженной и снова и снова просить у нее прощения. Они так и сделали, но не ограничились этим, а предприняли еще один ход, чтобы уговорить ее.
Войдя к ней домой, они пообещали ей, что сами они, ее подруги, постараются изо всех сил позаботиться о том, чтобы найти для нее хорошего мужа. А если и этого мало, отец одной из девушек пообещал взять на себя часть расходов на свадьбу в размере тысячи долларов.
Увидев, что намерения подруг вполне серьезные, и что они действительно раскаиваются и желают исправиться, эта обиженная девушка откликнулась на их просьбу и простила их от всего сердца.
Две недели спустя четверо из учениц группы нашли себе мужей. (Бархи Нафши)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.