«И будет: если подлежит телесному наказанию виновный, то велит положить его судья и велит бить его спереди по вине его, по числу. До сорока ударов нанесет, не прибавит» (25:2-3). Следующая история произошла с раввином Шаломом Шараби, одним из крупнейших каббалистов. В юности он решил поехать в Эрец-Исраэль. Путь р. Шалома был нелегким: из Йемена — в Индию, оттуда — в Ирак и Сирию.
В Дамаске ни родственников, ни знакомых у молодого человека не было. Раввин Шараби знал, что в городе живет известный еврейский меценат Шауль Фархи, который материально поддерживал учеников местной ешивы. Путешественник направился к нему и, не желая принимать помощь просто так, предложил свои услуги в качестве слуги.
Богач согласился. Молодой человек тщательно выполнял свою работу, всё свободное время посвящая изучению Торы в близлежащей синагоге. Поначалу прихожане не обращали внимание на незнакомца, но потом прислушались — юный еврей изучал каббалистическую книгу «Зоар» и вслух комментировал ее!
Заметив, что на него обращают внимание, р. Шараби попросил, чтобы прихожане не рассказывали об увиденном его начальнику, Шаулю Фархи: «Я хочу остаться простым слугой».
Как-то Фархи попросил, чтобы р. Шараби исполнил обязанности кучера. Во время поездки мысли у молодого гения витали в облаках, он больше думал о Каббале, чем о маршруте, и кони почувствовали это. Внезапно они свернули с пути. Колесница наехала на камень и чуть не перевернулась.
Шауль Фархи разозлился и даже отвесил пощечину кучеру-неудачнику. В тот же вечер он рассчитал его. Р. Шараби направился в Эрец-Исраэль, а его бывший босс продолжил заниматься коммерцией и помогать евреям Сирии.
Прошло несколько лет. Богач сообщил домашним, что собирается направиться в Эрец-Исраэль, чтобы посетить могилы праведников. Так он и сделал. В Иерусалиме внимание Фархи привлекла очередь, выстроившаяся перед зданием каббалистической ешивы «Бейт-Эль». Люди пояснили: «Мы целый день стоим в очереди, чтобы получить благословение главы ешивы. Хоть он и молод, его мудрость и владение предметом потрясающие. Этот человек не так давно приехал в Эрец-Исраэль, но предыдущий глава ешивы рабби Гедалья Хаюн заприметил его, выдал за него свою дочь и назначил преемником».
Фархи заинтересовался и тоже встал в очередь. Прошло несколько часов, он приблизился к кабинету молодого раввина, и... сознание его помутилось: «Это же мой бывший слуга! Это я ударил его за нерасторопность!»
В ужасе бросился богач к раввину и попросил у него прощения. Р. Шараби рассмеялся: «Это я виноват. Вместо того, чтобы следить за лошадьми, я думал о своём». Но меценат не успокоился. Чтобы загладить свою вину, Шауль Фархи стал главным спонсором ешивы «Бейт-Эль»...
Тора неслучайно запрещает чрезмерно наказывать провинившегося. Тот, кто бьет своего ближнего, тем самым поднимает руку на Творца, по образу и подобию Которого все мы созданы.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.