«Не бойся их» (7:18). Упорство — качество, о котором любят говорить современные политики. Не бояться, идти до конца, быть готовым на самопожертвование... Все эти принципы общеизвестны и популярны.
Однако всегда ли упорство является важным качеством? Надо ли во всех ситуациях «упираться рогом», не обращая внимания на меняющуюся действительность?
Главным критерием, согласно которому можно классифицировать упорство как полезное или вредное, является его цель. Ведь от упорства до глупого упрямства — один шаг. С одной стороны, в нашей недельной главе сказано: «Если же скажешь ты себе в сердце «Этих народов больше, чем меня, как я их унаследую», не бойся их». С другой, когда евреи изготовили тельца, Всевышний назвал их «народом жестоковыйным», и лишь мольба Моше отменила тяжкий приговор. Поэтому в Торе сказано: «...И не ужесточайте более шеи вашей».
Главным критерием упорства является, как было сказано выше, его цель. Если человек проявляет упорство при исполнении заповеди, это прекрасно. Наши праотцы были готовы идти на смерть ради исполнения заповедей, запрещенных римскими захватчиками и другими врагами (обрезание, изучение Торы, соблюдение шаббата и кашрута).
Когда нацисты захватили венгерский город Сату-Маре (Сатмар), они объявили о создании еврейского гетто и потребовали, чтобы местные евреи в течение дня собрали свои пожитки и переселились туда. Рабби Иехиэль-Цви, да отомстит Б-г за гибель праведника, встретил на улице заплаканного человека: «Мой отец скончался, но я не могу его похоронить. Все заняты приготовлениями к переезду в гетто». Без лишних слов раввин пошел в комендатуру.
Перед немецким офицером лежал револьвер. Нацист презрительно смотрел на «жида»: «Что тебе надо?» Раввин изложил свою просьбу: «У еврея умер отец, выдайте разрешение на его похороны». Нацист удивился: «Что-о? Пока все готовятся к переезду в гетто, ты хочешь заниматься такими глупостями? Убирайся, пока я не застрелил тебя, как собаку».
Р. Иехиэля-Цви осенило: «Господин офицер, представьте, что вы идете по улице и видите труп собаки. Неужели вы пройдете мимо, не сообщив об этом местным властям?» Офицер махнул рукой: «Ладно, убедил. Вот тебе необходимое разрешение».
Именно упорство раввина, который хотел выполнить заповедь о предании тела земле, позволило осуществить эту цель.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.