«А Иегошуа бин-Нун был слугой Моше» (11:28). В нашей недельной главе рассказывается о передаче браздов правления. На кандидатуру Иегошуа бин-Нуна указал Всевышний, однако можно предположить, что такое решение вызвало противодействие в среде евреев.
Казалось бы, среди 12 глав колен есть и более знающие люди. Почему же Творец предпочел именно Иегошуа? В Талмуде сравнивают Моше с солнцем, а его преемника — с луной. Рабби Хаим из Воложина поясняет: свечение солнца является самостоятельным, тогда как луна лишь отражает солнечный свет. Поэтому многие евреи считали Иегошуа менее достойной кандидатурой.
При всём этом Творец остановил свой выбор на Иегошуа бин-Нуне. Когда Моше пошел на гору Синай, чтобы получить Тору, Иегошуа покинул стан сыновей Израиля, чтобы проводить своего учителя вплоть до подножия горы. Более того, он остался там, дожидаясь возвращения. Иегошуа ждал день, два, три, сорок дней... Всевышний сделал чудо — несмотря на то, что Синай находился за пределами стана, там начала выпадать манна.
Иегошуа не просто был хорошим учеником. Он хотел проводить максимум времени с учителем, сопровождая его, узнавая то галаху, то правильную линию поведения.
Рассказывают, что в Люблине жил простой еврей по имени Авраам. Он зарабатывал на жизнь продажей овощей. Как-то раз городской раввин Шломо Луриа, известный как Махаршал, шел по городу поздно вечером. К удивлению раввина, из квартиры Авраама доносился голос последнего — зеленщик изучал Талмуд на уровне лучших ешиботников!
Оказалось, что Авраам тайно посвящает всё свое свободное время учебе. Но сам Авраам попросил р. Шломо никому об этом не рассказывать.
Когда р. Лурия скончался, было обнародовано его завещание — назначить на должность раввина Люблина... зеленщика!
Мораль — именно скромность в сочетании с энергией позволяет добиться лидерских позиций.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.