«Ибо Я знаю его, потому что заповедает он своим сынам и дому своему после себя: им соблюдать путь Господень, творя милость и суд, чтобы исполнил Господь для Авраама то, что говорил о нем» (Ваера 18:19). Комментатор Раши поясняется, что под знанием подразумевается любовь Всевышнего к Аврааму.
Как-то раввин Галинский повстречал адвоката.
— Чем вы занимаетесь по жизни? — поинтересовался юрист.
— Читаю лекции в ешивах и синагогах, — ответил р. Галинский.
— И сколько за это платят?
— Платят? — переспросил раввин. — Мне станет известно об этом после смерти.
Адвокат не поверил собственным ушам:
— Получается, что вы работаете бесплатно!
Р. Галинский улыбнулся:
— Давайте я расскажу вам одну историю. К раввину Элиэзеру-Менахему Шаху, да будет благословенна память праведника, постучался таксист: «Мне сказали, что вы даете благословения больным».
Р. Шах кивнул головой и начал произносить формулу благословения «Ми ше-берах»: «Тот, Кто благословил наших праотцев Авраама, Ицхака и Яакова, Моше и Аарона, Давида и Шломо, тот благословит…» — «Джессику» — произнес таксист. «Джессику, дочь… Как зовут ее мать?». Визитер покраснел. Оказалось, что Джессика — это его любимая собака. Поди знай, как звали ее мать-колли!
Рав Шах не смутился: «Раз имя матери неизвестно, прочесть “Ми ше-берах” мы не можем, но дать вашей собаке благословение я могу. В конце концов, речь идет о цаар баалей-хаим, животное не должно страдать.»
Р. Галинский выжидающе посмотрел на собеседника:
— Поймите, я неразрывно связан с наследием своего отца, и я передаю это наследие сыновьям. Праотец Авраам был великим человеком. Всевышний подверг его тяжким испытаниям, которые тот с успехом прошел. Но из-за чего Творец любит Авраама? «… Потому что заповедает он своим сынам и дому своему после себя: им соблюдать путь Господень, творя милость и суд».
Когда я исполняю заповеди, я тем самым увеличиваю заслуги собственных родителей, а также дедушек, прадедушек и так далее, вплоть до Авраама. Когда я даю лекцию, и под ее влиянием люди интенсивнее учат Тору и тщательнее исполняют заповеди, счет моих заслуг растет на глазах.
Собака же никак не связана с предыдущими поколениями. Она живет сегодняшним днем, миской, будкой, прогулкой. А мы, люди, обязаны думать о грядущем мире, в котором наш истинный Работодатель выплатит нам причитающееся.
(из книги «Ве-игадта»)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.