Наш праотец Яаков всю ночь боролся с ангелом. Незадолго до окончания схватки ангел сказал: «…Отпусти меня, ибо восходит солнце» (Ваишлах 32:26).
В талмудическом трактате «Хулин» этот момент прокомментирован подробно. Услышав такую реплику, Яаков, который не знал, с кем он борется, сказал: «Ты либо вор, либо разбойник — тот и другой боятся солнца». На что ангел ответил: «Я ангел, и с момента моего сотворения я не имел права исполнить песню. Сейчас же это право получено».
Песня ангела символизирует реализацию его предназначения. В книге «Зоар» приводится притча, которая иллюстрирует эту особенность. Царь хотел проверить, насколько его сын верен ему. Поэтому он договорился с одним из министров: тот должен был уговорить царского сына восстать против отца. Если сын выдержит испытание, любовь царя к нему возрастет, а министр будет щедро награжден. Если же царевич проявит желание бунтовать, гнев царя будет обращен как на сына, так и на подстрекателя-министра.
Пока «йецер а-ра», дурное начало испытывает нас, и исход схватки неясен, не время исполнять хвалебные песни. Творец гневается и на нас, и на «йецер а-ра». В данном же случае Яаков, который боролся с ангелом Эсава, превозмог его окончательно. Поэтому такая песня была уместной.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.