Праотец Авраам послал своего раба Элиэзера за Ривкой, будущей женой Ицхака. Когда ее брат Лаван увидел носовое кольцо и браслеты на руках девушки, а также услышал о караване верблюдов, груженных подарками, он проявил неслыханное гостеприимство.
«И сказал он: Войди, благословенный Г-сподом! Почему стоишь ты снаружи? Я же освободил дом и место для верблюдов» (Хаей-Сара 24:31). Согласно комментарию Раши, Лаван освободил дом от идолов, которым активно поклонялся. Однако поколение спустя именно он будет не на жизнь, а на смерть преследовать семью Яакова, который-де украл у него любимых божков. Чем же вызван нынешний «либерализм»?
Рабби Менахем-Мендл из Коцка, известный, в частности, своими глубокими и мудрыми афоризмами, поясняет: как только сообразительный Лаван понял, что появился шанс заработать деньги и получить подарки, которые привез Элиэзер, он тотчас отказался от своих богов.
Но прежде чем обвинять Лавана в меркантильности, давайте призадумаемся. Леавдиль, разве не случалось в жизни каждого из нас, что ради какой-то сделки мы пропускали урок Торы, отказывались от общественной молитвы в синагоге из-за собственной лени, обижали ближнего для того, чтобы прослыть остроумными, и т. д. и т. п.?..
В преддверии Хануки стоит вспомнить детали еврейского противостояния грекам. Нашим предкам была предложена роскошная жизнь с одним условием: ассимилироваться, отказаться от «варварской» веры отцов. Однако евреи были готовы вынести самые страшные муки, но не нарушить ни на йоту заповеди Творца.
Многие поколения повторили их судьбу, как пишет Рамбан в комментарии к книге «Берешит»: «И есть другие поколения, которые делали это с нами, и даже хуже этого, и мы все вытерпели и прошли через это». Оказавшись в Эрец-Исраэль, где так легко соблюдать Тору и заповеди, неужели мы прервем многовековую цепь традиции?!
Наша праматерь Сара скончалась в Кирьят-Арба, как сказано: «И умерла Сара в Кирьят-Арба» (Хаей-Сара 23:2). Раши объясняет, что это место, в переводе с иврита «город четырех», получило свое название по именам четырех местных великанов — Ахимана, Шишая, Толмая и их отца. Кроме того, в этом городе были похоронены четыре пары: Адам и Хава, Авраам и Сара, Ицхак и Ривка, Яаков и Лея.
Почему Раши упоминает четырех великанов? Какое отношение они имеют к факту смерти Сары?
В книге «Эвен яшпе» цитируется следующий мидраш. Когда Авраам повел Ицхака на заклание, к Саре пришел Сатан и спросил: «Куда пошел твой сын?» Праматерь ответила, что Авраам повел Ицхака на учебу к Эверу.
Тогда Сатан сказал: «Не учиться он повел его, а зарезать». Сара пошла к четырем великанам и попросила их сказать, что они видят с высоты.
Великаны ответили: «Мы видим Авраама и Ицхака на горе Мория. В руке у Авраама нож». Когда услышала Сара эти слова, ее сердце остановилось от горя. Поэтому Раши и сообщает нам историю Кирьят-Арбы — слова четырех великанов привели к скоропостижной смерти Сары.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.