«И вот, Ашем стоит над ним» (Ваеце, 28:13)
Кто из нас не хочет лечь спать и проснуться гаоном из гаонов, понимая и зная наизусть всю Тору, без всяких усилий? Или, скажем, прочитать «кирьят шма» перед сном, заснуть — а проснуться божественным кабалистом, бьющим источником тайн, знатоком сокрытых и неведомых миров. Но мы знаем, что это невозможно.
Но кто сказал, что невозможно! Ведь был человек, который удостоился этого: наш праотец Яаков пришел к горе Мориа, помолился вечернюю молитву, и солнце зашло. Он был вынужден заночевать там. И вот, без всякой подготовки, удостоился он видения лестницы, станов ангелов, и даже «и вот, Ашем стоит над ним». Он получает обещания, вечные и возвышенные, о постоянном присутствии Шхины: «Вот, Я с тобой, и охраню тебя везде, куда ты ни пойдешь… ибо не оставлю тебя», и обещание об унаследовании Земли Исраэля и умножении его потомков, как праха земного и как песка морского — как чудесно.
Проснулся Яаков и сказал: «Истинно, есть Ашем в этом месте, а я не знал». И затрепетал: «Как страшно место это».
Сказали наши мудрецы, благословенна память праведников: «А я не знал — а если бы знал, не спал бы там» (Раши) Тогда что бы сделал?
Объяснял рабейну Сфорно, благословенна память праведника: если бы знал, приготовил бы себя к пророчеству.
Эти слова удивляют: что значит «приготовил бы себя к пророчеству», если пророчество пришло к нему без подготовки, он должен радоваться этому! Мы никогда не видели человека, выигравшего в лотерею — и загрустившего от того, что не работал каторжно для этого… О чем же сожалел Яаков?
Но ничего не поделаешь: мы обязаны сказать, что есть бесконечное различие в сути между лотерейным выигрышем, денежным выигрышем и таким духовным выигрышем, как пророчество. При получении денег и богатства, труд — это лишь средство для их получения, и если получают их другим путем: выигрышем, в подарок или в наследство, они приобретены в одинаковой мере. Несмотря, что в этом случае привязанность к ним меньше, и деньги, которые пришли легко — уходят легко. Но в духовных приобретениях труд и усилия укореняют достижения, тогда они будут истинным достижением, а без этого достижения поверхностны и улетают, как сон. И потому сказал праотец Яаков, что лучше ему было бодрствовать и приготовить себя к пророчеству, чем получить его без всякой подобающей подготовки!
На эту тему приведем рассказ из Гмары (Трактат Авода зара, 17). Еврей по имени Элазар бен Дурдая опустившийся до дна бездны и погрузившийся в грязь страсти, однажды вернулся к тшуве, положил голову между колен и плакал, пока не вышла его душа. Вышел Бат коль (Небесный голос) и сказал, что приглашен он в Будущий мир. Заканчивает Гмара: Заплакал Раби (Иеуда а-Наси) и сказал: «Есть тот, кто приобретает Будущий мир за один час». И многие задавали вопрос: почему плакал об этом Раби? Он должен был радоваться, что еврей исправил себя и удостоился за час придти в Ган Эден для вечной жизни!
Но плакал раби потому, что Будущий мир, приобретенный за час, поверхностный. Он не приобретен в глубину, не проник во все слои личности! Это похоже на человека с больным кишечником, у которого есть все лакомства мира, но он не может переварить их! Жалеют его, и велик плач.
И это учит нас. Велико наше упование на то, что удостоимся мы, по желанию Ашема, жизни в Будущем мире. У каждого еврея есть доля в Будущем мире (Трактат Санедрин, 90). Но мы можем испытать его глубину, черпать его блага только если трудились, исполняя заповеди и совершая добрые дела, а более всего — изучая Тору, даже с трудностями, усталостью, затруднениями. И не «даже», а это главное, ведь по страданиям — плата в мире вечном. (Мааян ашавуа)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.