«И взял Корах сын Ицара, сын Кеати, сын Леви» (Корах, 16:1)
Отсюда учит мишна (Трактат Санедрин, 108), что у общины Кораха нет доли в будущем мире. И объяснял автор книги «Беер Шева», что так говорит написанное «и будут уничтожены из общины», а не из Исраэля. Это похоже на написанное в Торе «и истребится душа эта из общины» (Бамидбар, 19:20). Но удивительно, что после того, как они были уничтожены в этом мире, они не могут войти в будущий мир. Ведь читаем мы про Ахана, которому сказал Иеошуа «искоренит тебя Ашем в тот день» (Иеошуа, 7:25), но не будешь искоренен из будущего мира (Трактат Санедрин, 43).
И, по словам Хафец Хаима, отсюда учим: когда наказание определено Небесами, у него есть искупление, но если рав определил наказание, оно зависит от мнения рва.
От кого мы слышали это? Об этом рассказал его зять, раби Аарон Коэн, благословенна память праведника: в свое время, когда он был аврехом, кормившимся за столом своего великого тестя, то готовился стать главой рабанута, но не смог получить должность. Он очень сожалел об этом и высказал свою горечь тестю. Тот утешал его, но зять не мог успокоиться. Когда увидел Хафец Хим, что сожаление его не утихает, сказал ему: «Расскажу тебе историю, но при условии, что ты об этом никому не расскажешь, пока я жив» Зять пообещал, и рассказал ему рабейну Хафец Хаим:
Как тебе известно, недолгое время я возглавлял рабанут в Радине. Случилось так, что один из мясников был пойман на продаже трефного мяса. Когда животное оказалось некошерным, он не устоял в исполнении заповеди и продал его. Понятно, что он был лишен права продавать, и у него не стало покупателей. Пришел он ко мне и стал говорить о своем глубоком раскаянии: он соблюдает Тору и заповеди, и не знает, как совратило его злое начало. Со слезами пообещал он, что больше не сделает подобного, и умолял, чтобы сжалился я над его семьей и не отрезал ему источник заработка. Поскольку я увидел, что раскаянье его искреннее, то присоединил качество милосердия к качеству суда, наложил на него штраф, чтобы пожертвовал в дом учения пуд масла для зажигания свеч, и вернул ему экшер.
После этого мясник прожил недолго. И, как водится в этом мире, из-за последних бед забываются предыдущие, и вся эта история изгладилась из памяти людей.
Однажды, когда я учился в женском зале, расположенном над домом учения, напала на меня усталость, и я заснул. Во сне предстали передо мной три человека, и старший из них спросил меня: «Ты ведь помнишь тот случай с мясником. Когда ты наложил на него штраф, дать масло в синагогу, что ты имел в виду. Ты думал о том, что это наказание и штраф, чтобы не повторял подобного в будущем, или ты думал, что это наказание и искупление?»
Я поразился этому вопросу, и слова застряли у меня в горле. Я хотел продолжить учебу, но не мог сосредоточиться. Они успокоили меня, и старший сказал, что они могут подождать, пока я не вспомню. Я стал припоминать ту историю и пришел к выводу, что насколько я помню, я думал тогда только о наказании и удержании, и мне не приходила в голову мысль об искуплении. Они поблагодарили меня, и я проснулся.
Я все вспоминал об этом сне, и мысли мои путались. Я хотел вернуться к учебе, но не мог сосредоточиться. Я снова задремал, и вот, во сне явился мне мясник с мрачным лицом. Он был весь разбит и предъявил мне претензии: «Раби, что ты наделал своим ответом! Меня привели на суд и хотели отправить в Геином за тот грех, но я сказал, что искупил себя штрафом. Тогда обвинитель сказал, что это наказание, а не штраф. Решили спросить твоего мнения, что ты имел в виду. Но когда ты ответил, что имел в виду наказание, постановили опустить меня в Геином»…
В ужасе я проснулся и решил уйти из рабанута…
А ты сожалеешь, что не впрягся в это бремя и его ответственность?!…
И мы учим, что если Моше рабейну имел в виду наказание без искупления, то их еще ждет наказание в будущем мире. (Хафец Хаим ахадаш, Нецах а-Тора)
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону