Темы: Воспитание детей, Ципора Харитан, Мировоззренческие вопросы, Младшие школьники
Здравствуйте, и спасибо большое за ваш сайт. У меня двое детей школьного возраста. Сегодня мы зашли в магазин, чтобы купить школьные принадлежности, и я обратила внимание, что на рекламе тетрадок, выпускаемых одной израильской (!) компанией, изображена девушка с крестиком на шее. Судя по форме крестика, православная.
Я сказала об этом продавщице-израильтянке, а она возмутилась: «Израиль — современная страна, все люди равны, между евреями и христианами нет никакой разницы, мы все друзья». Я спорить не стала, мы просто вышли из магазина.
А теперь вопрос: как объяснить детям? Это очень серьёзный вопрос, который охватывает и исторический аспект, и религиозный, и политический. В ленинградской школе я была единственная еврейка в классе и с понятием «антисемитизм» знакома не понаслышке. А мои дети родились в Израиле. К тому же, любое изображение на школьных принадлежностях должно иметь воспитательный характер, а дети любят копировать. Спасибо. N.
Уважаемая N.,
Позвольте выразить свое восхищение Вашей еврейской чуткостью. Уверена, что немало мам прошли бы мимо этого совершенно спокойно и сказали бы «какая ерунда». А Вы понимаете, что «скрытое послание» может влиять на душу даже больше, чем открытое. И что школьные принадлежности должны служить воспитательным целям (что, к сожалению, далеко не всегда соблюдается из-за интересов рекламы).
Думаю, Вы вполне можете сказать детям, что увидели на рисунке символ религии, в которой очень много антиеврейского, приверженцы которой на протяжении тысячелетий приносили евреям очень много страданий. Поэтому не хотите, чтобы на их вещах были бы даже минимальные намеки на эти религиозные символы. Думаю, что, если дети — младшего школьного возраста, на данный момент этого достаточно.
Детям постарше можно рассказать о Ваших собственных столкновениях с антисемитизмом и о том, как его разжигали на религиозной почве. (Что-то личное: двадцать с небольшим лет тому назад я преподавала в Израиле на языковых курсах, подошел ко мне молодой парень и на полном серьезе спросил, замешивают ли евреи кровь в мацу. И даже сказал, что я вызываю у него доверие и врать не буду. Комментарии излишни…)
Желаю Вам воспитать детей, гордых своим еврейством и понимающих, что уважение к другим народам отнюдь не означает принятия их враждебных нам символов.
С уважением, Ципора Харитан
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.