Темы: Воспитание детей, Правила хорошего тона, Ита Минкина, Отношения со сверстниками
Шалом! Сегодня к нашему сыну-первокласснику приходили гости. В процессе игры одна из девочек (его ровесница) нечаянно испортила вещь, которую сыну подарил папа. Сын расстроился, конечно, и, чтобы его успокоить, я сказала, что починю ее. Спустя какое-то время эта же девочка разбила кувшин с водой. Она молча начала вытирать разлившуюся воду и собирать осколки. Я пришла ей на помощь и помогла всё убрать. Никаких извинений и предложений починить вещь (а это вполне возможно!) со стороны девочки не последовало...
Уже вечером, когда гости разошлись, за семейным ужином мы обсудили с сыном произошедшие «казусы» и то, как важно вовремя попросить у хозяев прощения и постараться приложить максимум усилий, чтобы, если можно, самому исправить содеянное или же попросить взрослых (поставив в известность о случившемся хозяев и своих родителей).
Вопрос состоит в том, нужно ли было мне поговорить с этой девочкой, объяснить ей правила поведения в таких ситуациях? Или же это должны делать ее родители? Нужно ли ставить в известность о случившемся родителей этой девочки?
Мне, конечно, несложно починить эту вещь, и мне не нужна от родителей компенсация за разбитый кувшин, но всë-таки... Меня больше беспокоит безучастная реакция ребенка и мое смиренное, как будто бы, принятие случившегося... Как правильно было бы мне поступить в сложившейся ситуации? Заранее, благодарю! С большим уважением к Вам! N.
Уважаемая N.,
Спасибо за Ваш вопрос.
По большому счету ответ такой: на нас не лежит ответственность за воспитание чужих детей. Конечно, кроме тех случаев, когда их поведение наносит настоящий вред нашему ребенку (эмоциональный или физический) или есть угроза такого вреда. Тогда мы, разумеется, обязаны защитить, исходя из ситуации и возраста нашего ребенка.
Но в вопросах культуры поведения, вежливости наша задача — показать своему ребенку, что надо вести себя по-другому, но не воспитывать чужого ребенка.
Если маленький гость сломал дорогую вещь или причинил какой-то еще ощутимый вред, надо сообщить об этом его родителям — но достаточно деликатно, потому что слишком часто такие невинные замечания провоцируют конфликт между взрослыми и делают невозможной дальнейшую дружбу между детьми.
Еще один момент. Вы пишете, что девочка начала молча вытирать воду из разбитого кувшина и собирать осколки. Если принять во внимание ее возраст и то, что всё происходило в присутствии других детей и родителей — хозяев квартиры, можно предположить, что она испытывала крайнюю неловкость и ей было, конечно, стыдно.
Немногие дети в такой ситуации в этом возрасте обладают достаточной смелостью, чтобы попросить прилюдно прощения или предложить починить.
Наверное, то, что она сделала, — это ее максимум.
Если Вас всё же беспокоит безучастность девочки, то можно при случае сказать ее маме: «Ты знаешь, она такая молодец, вот недавно у нас разбился кувшин, так она стала помогать убирать, вытирала воду и собирала осколки».
И мама вполне может ответить: «Да я слышала об этой истории. А это не она ли разбила кувшин? Мне так неловко, я даже не знала, как извиниться».
Иногда даже взрослым тяжело признать перед другими взрослыми огрехи своих детей, и поэтому, повторю, стоит вести себя в этой ситуации очень деликатно, Вы ведь не хотите конфликта с родителями. Потому что, даже если они извинятся или оплатят ущерб, не факт, что им будет приятно, чтобы девочка продолжала ходить к вам домой...
С уважением, Ита Минкина
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Берл Набутовский
Смысл подсчёта — установление родословной?
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «К субботнему столу»
Рав Бенцион Зильбер
У Левитов своя арифметика?