Темы: Наказание, Воспитание детей, Ципора Харитан, Дети, Чрезмерная строгость
Добрый вечер! Шавуа Тов! Спасибо вам за ответы на многие вопросы! Очень много пишут о том, что муж и жена должны действовать согласованно в воспитании детей и один не должен исправлять другого в присутствии детей. Но что делать, если я не согласна с тем, как муж порой разговаривает с детьми, наказывает их по разным вещам, о которых достаточно просто поговорить и объяснить, кричит. Мне больно видеть это, а ещё больнее думать, что на них это повлияет отрицательно в будущем — будут закомплексованы, замкнуты, не будут делиться переживаниями. Я обо всём этом не раз говорила с мужем. И он даже соглашается во всём. Но продолжает вести по-прежнему. Я не хочу его прерывать, но это то, что происходит. Я не могу молча смотреть, как обижают детей. А отвести в сторону — не помогает. Как мне лучше поступить? Н.
Уважаемая Н.,
Я, конечно, понимаю Ваши ощущения любящей мамы, которой тяжело видеть, что детей наказывают несправедливо — в её глазах. Но и Вы должны понять и поверить, что Ваш муж не хочет сделать детям дурного, а считает, что он их воспитывает — такими методами.
Когда-то родители могли очень строго наказать детей, и это ничуть не портило уважительные отношения между детьми и родителями, поскольку дети принимали как аксиому, что у родителей есть право наказывать.
Сегодня не только система наказаний смягчилась — сами родители не уверены: насколько они имеют право наказывать? И очень часто между мамой и отцом бывают конфликты по этому поводу. В этом случае дети ощущают нашу неуверенность, манипулируют ею (конечно, подсознательно) и очень часто специально ведут себя плохо, тем самым провоцируя конфликты между родителями и при этом выходя сухими из воды.
Поэтому действительно очень важно, чтобы родители действовали согласованно, когда речь идёт о нормах, которые они хотят установить для своих детей. Если же при этом мы видим, что ребёнок обижен и раздражён, можно ему спокойно сказать, что «мне очень жалко, что ты вынудил папу наказать тебя так строго и неприятно». Тогда ребёнку понятно, что Вы на стороне отца и конфликт между родителями вызвать невозможно. А тогда и хмурость, и «несчастность» проявляются гораздо слабее, потому что они, несомненно, служат детям орудием для того, чтобы вызвать у родителей угрызения совести.
С другой стороны, если Вы говорите, что и сам отец с Вами согласен, что он наказывает чрезмерно, то, видимо, он человек очень вспыльчивый. Поэтому я рекомендую Вам сказать мужу: Вы обязуетесь не вмешиваться и не отменять наказаний, которые он считает необходимыми, при одном условии: вместо того, чтобы наказать ребёнка на месте, он скажет ему, что тот вёл себя очень плохо и будет наказан, но ему (папе) нужно пару часов подумать над наказанием.
Правда, в еврейских источниках не рекомендуют откладывать наказание, чтобы не запугивать ребёнка. Но в вашем случае очень может быть, что если отец скажет детям: «Я не хочу наказывать, когда я сержусь», они его будут уважать гораздо больше, а у вас будет время посоветоваться, ЕСЛИ ОН ЗАХОЧЕТ, или у него будет время остыть. Я надеюсь, что Ваша поддержка и уважение к мужу, с одной стороны, и единый «фронт», с другой, приведут к тому, что дети будут меньше провоцировать Вашего мужа на чересчур строгие наказания.
Если Ваш муж согласится, стоит обратиться вдвоём к консультанту по семейным вопросам, чтобы вместе установить нормы и наказания в случае нарушения этих норм. Это «сэкономит» очень много конфликтов.
Желаю всего самого лучшего, Ципора Харитан
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону