Из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы», темы: Суббота, Америка, Йехезкель Ляйтнер, Спасение жизни, Диаспора
Едва были установлены жесткие сроки действия выездных виз, как ешивы тут же послали в Америку телеграммы с призывами о помощи. Большинство обращений было адресовано рабби Аврааму Калмановичу, тому самому, которому после войны предстояло возглавить вновь открывшуюся ешиву Мир. Да будет благословенна память об этом человеке!..
Живший в Нью-Йорке рабби Калманович вместе с ортодоксальными и нерелигиозными еврейскими лидерами создал организацию спасения — Ваад Ацала, которая оповестила всех американских евреев о событиях в Восточной Европе и обратилась к ним за поддержкой. Раввины и люди, совершенно не связанные с религией, преподаватели и студенты развернули самоотверженную неустанную борьбу, чтобы вызволить из беды своих братьев. Они не только собирали деньги, но также обращались с ходатайствами и планами спасения европейских евреев к руководителям США и других стран свободного мира.
Императив спасения человеческих жизней пронизывает почти все заповеди Еврейского Закона. В те решающие дни многие с удивлением замечали, что почтенные раввины и религиозные лидеры открыто нарушают Шабат. Чтобы максимально использовать время и обстоятельства, соблюдающие Тору евреи ездили в святой день, мобилизуя все возможные источники Спасения.
Все было направлено на одно — не упустить ни минуты в столь благородном деле. Работа кипела день и ночь. Ваад Ацала действовал во всех возможных направлениях. Позже, когда война охватила почти все государства, эта организация, благодаря своей широкомасштабной активности, стала известной во всем мире.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.