Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Урок алохи (еврейского закона — иврит) ведет рош йешивы «Торат Хаим» рав Мойше Лебель

Заповедь соблюдения субботы — одна из самых важных заповедей в еврейской традиции. «Шесть дней может совершаться работа, а день седьмой да будет свят для вас, день полного покоя, посвященного Б-гу», — говорится в Торе.

Соблюдение субботы — это празднование седьмого дня недели, дня покоя, отдыха и удовольствия. В семьях, придерживающихся еврейской традиции, в субботу устраивают три праздничных торжественных застолья. В синагоге проходит особенная субботняя молитва, во время которой читается недельная глава из свитка Торы.

Суббота начинается с захода солнца в пятницу и завершается с появлением звезд в субботу вечером. Этот день представляется Торой, как особенное по качеству время. Философский смысл этого аспекта субботы подробно описывается в Талмуде и других еврейских книгах. Существуют также особенные правила соблюдения субботы. В статье главы ешивы «Торат Хаим» рава Мойши Лебеля объясняются некоторые из них.

В некоторых случаях разрешается начинать какое-либо дело вечером в пятницу (эрев шабат — иврит), если оно завершится в субботу без участия человека.

Это разрешение, по словам Бейт Гилеля, записано в Мишне «Шабат». В эрев шабат позволяется начать легкую работу. Например, можно включить механизм для поливания цветов, планируя, что эта работа завершится в субботу, если оросительная система отключается автоматически. Однако полноценную трудоемкую работу не принято начинать в эрев шабат, даже в случае, когда человек рассчитывает завершить ее до начала субботы. Такое дело лучше перенести на другое время.

Есть обычай не начинать также в эрев шабат работу, создающую шум, пишет Рамо, если ее исполнение в другое время не принесет материального ущерба. Например, перед субботой не включают стиральную машину, рассчитывая, что ее работа завершится в субботу. Стирку не начинают в эрев шабат по двум причинам. Во-первых, из-за опасения пренебречь заповедью об оказании почета субботе. Во-вторых, шум стиральной машины заставит соседей думать, что стирка была начата в субботу. По этим же причинам не следует оставлять радио, работающим в субботу.

Запрещено в эрев шабат ставить таймер на плиту, чтобы она автоматически отключилась в субботу. В книге «Письма Моше» рав Мойше Файнштейн на вопрос о включении таймера на плите перед субботой отвечает: «Не дай Б-г, так делать». Виды работ, которые можно завершить либо начать с помощью часового механизма, запрещены, так как их разрешение может привести к тому, что таким способом начнут запускать заводы в субботу. Нет пренебрежения субботой больше этого. По мнению рава Мойше Файнштейна, на подобный вопрос мудрецы Мишны и Геморы ответили бы однозначным запретом. Это абсолютно ясно, говорит он, так как они запретили обращаться в эрев шабат к нееврею с просьбой сделать какую-либо работу в субботу.

Исключение из этого правила — настраивание таймера на включение-выключение света в субботу. Это разрешено, поскольку у евреев есть обычай зажигать и тушить масляные свечи с помощью нееврея во время больших трапез, посвященных свадьбе, обрезанию или другому торжеству. Существование такого обычая не позволит другим евреям думать, что свет был зажжен в субботу. Но из этого правила нельзя сделать вывод о том, что разрешено выполнять другие работы с помощью таймера в шабат. Например, запрещено использовать таймер, чтобы послушать музыку в субботу.

Разрешено также в эрев шабат заводить будильник, чтобы вовремя проснуться на следующее утро. Причина такого разрешения в том, что обычно будильник заводят заранее, так что эта работа не может уменьшить почет субботы, и у соседей-евреев не будет причины подозревать в нарушении субботы человека, в доме которого в этот день звонит будильник.

из журнала «Мир Торы», Москва


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?