Из цикла «Врата востока», темы: Врата востока, Реэ, Исраэль Спектор, Праведник, Любовь к ближнему
«И да не прилипнет к руке твоей ничего из истребляемого, дабы отвратил Г-сподь свой гнев…» (13:18)
Время первой мировой войны было временем голода и мучений. В эти дни открылась в Халебе (Арам-Цова) школа «Альянс». Руководители школы хотели внедрить анти-религиозный дух, но, зная, что члены общины люди богобоязненные, решили скрыть свои истинные намерения. Они убеждали родителей, что хотят дать детям традиционное еврейское образование и даже назначили рава, отвечающего за воспитательную работу — и выбрали для этой цели рава Шломо Заадорани.
Рав принял назначение с воодушевлением, желая обучать детей Торе и заповедям и вырастить их богобоязненными людьми. каково же было разочарование рава, когда обнаружил отрицательное отношение учителей и их открытое пренебрежение к соблюдению заповедей. Взволнованный рав Шломо пришёл к директору и рассказал ему о своём «открытии». Но директор ответил ему очень грубо: «Эта школа — не талмуд-Тора, и ваша должность — усыпить опасение родителей перед тем, как послать их сюда!»
Когда рав Шломо услышал это — то тут же уволился и назначил себе пост — чтобы не пристало к нему ничего из того, что делали в школе!
«Давать ты должен ему, и да не будет досадно сердцу твоему, когда дашь ему, ибо за то благословит тебя Г-сподь, Б-г твой, во всяком деле твоём и во всяком начинании руки твоей» (15:10)
Однажды пришёл в дом раби Мордехая Шараби учащийся ешивы. Увидел он, что многие люди хотят поговорить с раби, и расстроился, что придётся ждать так долго. Чтобы не терять времени, взял он книгу и погрузился в ее изучение.
Когда пришла очередь ешиботника зайти к раби, он закрыл книгу с сожалением. И здесь промелькнула у парня в мозгу мысль: ведь праведник тоже любит Тору, а вынужден оторваться от неё на долгие часы в течение дня, чтобы ответить на вопросы людей, просящих наставления и благословения. Т. е. мы, приходящие, забираем дорогие мгновения из жизни рава и мешаем его духовному возвышению!
Посему, когда зашёл в комнату раби, посчитал ученик правильным начать с извинения за то, что утруждает рава и забирает его дорогое время — ведь если бы рав не был занят приёмом, то мог бы посвятить время изучению Торы!
Ответил раби: «Успокойся, сын мой, успокойся: мир отстроится в заслугу милосердия!»
Так объясняют наши мудрецы: «Давать ты должен ему» — когда ты даёшь бедному деньги, когда ты даёшь ему самого себя: своё время, свой отдых, свои терпение и способности»…
«Каждый пусть принесёт, сколько сможет» (16:17)
Руководитель ешивы Порат Йосеф р. Эзра Атья жил в одном районе с главным равом евреев Афганистана р. Мататьей Гуржи. Р. Эзра часто рассказывал ученикам о праведности р. Мататьи. У последнего был обычай: идти пешком от Котеля до Бухарского квартала, несмотря на дальность расстояния. Спросил как-то р. Эзра р. Мататью, почему тот так перетруждается и не едет на коляске? Ответил р. Мататья коротко: «Рабейну, а не лучше ли дать бедным те деньги, которые я дал бы за коляску?»
Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Содержание книги является яркой иллюстрацией к тому, что Письменную Тору и Устную нельзя отделить одну от другой. Если б не устная традиция, Боаз не мог бы взять в жену моавитянку.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Обычай учить Тору всю ночь Шавуот
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Прежде чем идти дальше, важно понять, что грехи наших предков нельзя ставить в один ряд с нашими грехами
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Почему одни и те же слова привели к столь разным действиям?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Глава из книги «Сефер атодаа»
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Ради двух голубиц, чистых и праведных (Рут, моави-тянки, и Наамы, аммонитянки), Г-сподь, да будет бла¬гословенно Его Имя, помиловал два больших народа (ам-монитян и моавитян) и не уничтожил их
Редакция Толдот
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Книга Рут
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи праздника дарования Торы — праздника Шавуот
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Исполнение заповеди отсрочено
Редакция Толдот