Из цикла «Врата востока», темы: Испытания, Врата востока, Микец, Исраэль Спектор
וישלח פרעה ויקרא את-יוסף ויריצהו מן-הבור ויגלח ויחלף שמלתיו ויבא אל-פרעה
(41:14)
«И послал Фараон, и позвал Йосэфа; и вывели его поспешно из ямы. И он остригся, и переменил одежду свою, и пришёл к Фараону» (41:14)
Рабейну Барзилай из Барселоны, живший около тысячи лет назад, был представителем одной из родовитых семей Испании. В 18 лет он женился, и жена родила ему трёх сыновей. Но все сыновья, достигнув тридцатилетнего возраста, умерли, а вслед за ними заболела и умерла жена. Женился рав второй раз, и жена родила ему трёх сыновей и дочь. Но и эти дети, и жена умерли от эпидемии в один месяц. Женился рав в третий раз, и жена родила ему много детей — но и они все умерли вместе с матерью. Кроме того, дела рава пришли в упадок. Не осталось ничего, кроме дома и небольших средств, чтобы хоть как-то сводить концы с концами. Было тогда раву уже 70 лет.
В первую ночь Хануки увидел рав во сне страшного человека. Упал перед ним рав в страхе, но человек сказал: «Встань, ибо Г-сподь помазал тебя на царство!»
Наутро проснулся рав с радостным чувством, ибо сердце подсказывало ему, что появилась надежда.
Не прошли ещё дни Хануки, и началась война между Испанией и Португалией. Поскольку рав Барзилай был известен как человек честный, сведущий в торговле и ведении счетов, то поручили ему поставку продовольствия армии, определив прибыль в 2% и обеспечив в качестве задатка солидным капиталом. В течение всех трёх лет войны рав вёл дела исключительно порядочно, чем заслужил уважение короля. Рав разбогател и расширил дело. В возрасте 75 лет он женился, и родился у него в первый день Песаха сын, Йеуда бен Барзилай, ставший впоследствии равом Барселоны. Так осуществилось сказанное: «Лучше завершение, чем начало» — как в достатке, так и в сыновьях — ибо даже на грани отчаяния может прозвучать призыв: «Встань, пробудись, ибо Г-сподь помазал тебя на царство!»
ויסב מעליהם ויבך
(42:24)
«И он отвернулся от них и заплакал» (42:24)
Старейшины Цфата рассказывают: в начале месяца нисана 5674 (1914г.) произносил рав Элиэзер Альфандари «освящение луны». Вдруг поднял он глаза к небу, глубоко вздохнул, и слёзы полились из его глаз. Спросили рава ученики, почему он плачет и вздыхает? Ответил им р. Элиэзер: «Вижу я, что в ближайшие дни начнётся тяжелейшая война, какой ещё не было в истории».
С разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Содержание книги является яркой иллюстрацией к тому, что Письменную Тору и Устную нельзя отделить одну от другой. Если б не устная традиция, Боаз не мог бы взять в жену моавитянку.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Обычай учить Тору всю ночь Шавуот
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Прежде чем идти дальше, важно понять, что грехи наших предков нельзя ставить в один ряд с нашими грехами
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Почему одни и те же слова привели к столь разным действиям?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Глава из книги «Сефер атодаа»
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Ради двух голубиц, чистых и праведных (Рут, моави-тянки, и Наамы, аммонитянки), Г-сподь, да будет бла¬гословенно Его Имя, помиловал два больших народа (ам-монитян и моавитян) и не уничтожил их
Редакция Толдот
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Книга Рут
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи праздника дарования Торы — праздника Шавуот
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Исполнение заповеди отсрочено
Редакция Толдот