Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В эпоху Храма евреям было заповедано приносить в Иерусалим корзину с первыми плодами

Содержание раздела

Живущий в Эрец Исраэль еврей должен приносить в Храм первые плоды (бикурим) своего урожая. Передавая их коэну, он произносит особую формулу признательности Б-гу за то, что Он хранит еврейский народ на протяжение всей истории (этот отрывок включен в текст Пасхальной Агады). В последний день Песаха в четвертый и седьмой год семилетнего цикла евреи исповедуются перед Б-гом в том, что они выделили все полагающиеся десятины от своих урожаев.

Завершив изложение заповедей Торы, Моше вновь призывает сынов Израиля следовать путями Всевышнего, быть достойными звания избранного народа. Перейдя Иордан, они должны дать новую клятву верности Б-гу и Торе: поставить гигантские камни, написать на них слова Торы на семидесяти языках народов мира и затем покрыть их тонким слоем извести. Представители шести колен будут стоять на горе Гризим, других шести — на горе Эйваль, левиты останутся в долине между двумя горами и произнесут двенадцать повелений, на каждое из которых народ ответит «Амен!»

Далее Моше перечисляет благословения, физические и духовные, которые уготованы евреям за верность Торе. Но если они отвернутся от Торы, на еврейский народ обрушатся кары, включая неурожаи, военные поражения, чужеземный гнет, изгнание из Эрец Исраэль и долгое рассеяние.

Руки вверх!

В эпоху Храма евреям было заповедано приносить в Иерусалим корзину с первыми плодами. «…и возьмет коэн корзину из рук твоих и поставит ее перед жертвенником Б-га» (26:4).

Ничто не сравнится с человеческими руками. Они принципиально отличаются от других органов и частей тела, статичных и «запрограммированных» на выполнение ограниченных задач. Руки активнее и динамичнее; их можно опускать ниже ног и поднимать выше головы, причем не только в физическом, но и в образно-этическом смысле.

Человек может опустить руки — отчаяться, махнуть на себя рукой, погрузиться в бездну порока, совершать тягчайшие преступления: убивать, грабить. И все это — руками. Всем известны идиоматические выражения: руки в крови, грязные руки.

Однако руки можно не только опускать, но и поднимать, чтобы выполнять самые великие и святые дела «своею собственной рукой». Во время сражения с Амалеком при Исходе из Египта, когда Моше поднимал руки, евреи побеждали, когда его руки тяжелели и опускались, инициатива переходила к Амалеку.

Когда коэн благословляет народ, он поднимает руки. Руки дают цдаку, пожертвования. Мы протягиваем «руку дружбы и помощи».

«Дела рук человеческих» символизируют наши достижения и плоды нашего труда в материальном мире. Вот почему первые плоды выращенного и собранного урожая полагалось освящать в Храме, через руки коэнов — храмовых служителей. Ведь начало определяет успех всего дела. Когда начинаешь в святости, то и кончаешь так же, свято.

Когда руки подняты над головой, когда они тянутся к небу, то за ними неизбежно последуют голова, сердце и все тело. И душа, и мысли.

Раз уж вы зашли, не будете ли так добры…

Молитва должна быть не только страстной и «громкой». Один из секретов ее успеха состоит в том, что за человека надо молиться как за члена общины, например, когда мы просим Б-га вылечить больного, надо добавить: «со всеми другими больными Израиля», а скорбящего мы утешаем «среди всех скорбящих Израиля».

В связи с этим Хафец Хаим рассказывал историю, приключившуюся с большим знатоком Торы и авторитетным раввином Шломо Клюгером. Однажды рава Клюгера пригласили участвовать в церемонии обрезания новорожденного мальчика. Он пришел вовремя, но церемонию почему-то долго не начинали. Удивление сменилось ужасом, когда рав Клюгер узнал причину задержки. Оказалось, что отец ребенка тяжело болен и находится при смерти. Он должен был умереть с минуты на минуту, и родственники ждали его смерти, чтобы назвать ребенка именем отца.

Как только рав Клюгер понял, в чем дело, он велел немедленно приступить к обрезанию. Закончив церемонию, он вошел в комнату умирающего отца и громко сказал ему: «Мазал-тов!»

Позже рав Клюгер объяснил: «Я не мог побеспокоить ангела Рафаэля, который лечит больных; это вне моей компетенции. Но ведь известно, что во время брита по правую руку от моэля (человека, делающего обрезание) стоит пророк Элияу — он исцеляет рану, нанесенную ребенку при обрезании. Поэтому я всего лишь попросил его заглянуть в соседнюю комнату и заодно вылечить отца, почему бы и нет?»

Отец новорожденного не умер в тот день. В его состоянии произошел резкий перелом, и через три дня он поднялся с постели.

с разрешения издательства «Швут Ами»


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.