Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

У зеркала два лица 27. Часть III. Чужие недостатки. 2. Обращайте внимание на свои ошибки, а не на промахи окружающих

Из цикла «У зеркала два лица», темы: Мировоззрение, Психология, Тора и психология, Зелиг Плискин, Саморазвитие, Самосовершенствование, Отношения между людьми

Когда человек, обладающий порочными свойствами характера, черпает знания из сокровищниц мудрости, он считает себя мудрецом, знающим всё, что можно познать. Поэтому всё, что он учит, является вредным для него.

А) «Если я стану занимать своё сердце надзором за пороками людей и наблюдением за их дурными душевными свойствами, это помешает мне видеть собственные недостатки, уберегать себя от личных прегрешений, хотя я нуждаюсь в этом больше и больше к тому обязан. В этом я похож на больного, которого его собственная болезнь беспокоит больше, чем хвори других людей, a излечение себя самого — больше, чем лечение других. И тогда дурное побуждение будет разбито и повержено» (Chovot Halevavot 5:5). Таким должен быть и наш подход к духовным изъянам.

Рабби Исраэль Салантер рассказывал, что ему пришлось пройти через три стадии в своей жизни. «Когда я только начал изучать муссар, — рассказывал Рав Исраэль, — я стал находить недостатки у всех и каждого, но себя я судил благосклонно. Потом я начал находить недостатки в себе самом. И, наконец, я научился судить окружающих людей благосклонно, а недостатки находил только в себе самóм» (Nachalat Yosef, Torah, p.114-115).

Б) Сказал мудрец: «Нет в мире ничего легче, чем находить недостатки в окружающих, и нет ничего труднее, чем признавать свои собственные» (Pele Yoatz: zilzul).

Легче найти тысячу промахов в друге, чем найти одну погрешность в себе самом (Keter Chochmah 11:23)

В) Баал Шем Тов говорил, что точно также, как глядя в зеркало, мы видим в нём своё отражение, так и глядя на чужие недостатки, мы должны понимать, что сами в определённой степени обладаем аспектами этих пороков. Человек не замечает чужие изъяны, если только сам не обладает ими (Keter Shem Tov, 14a).

Г) Пришёл человек к мудрецу и рассказал ему, что у такого-то человека имеются такие-то и такие пороки. Мудрец отпарировал: «Ты сейчас раскрыл мне свои собственные недостатки. Человек не замечает чужих пороков, если только у него самого их нет» (Maiam Loez: Pirke Avot 4:1).

Д) Когда человек, обладающий порочными свойствами характера, черпает знания из сокровищниц мудрости, он считает себя мудрецом, знающим всё, что можно познать. Поэтому всё, что он учит, является вредным для него. Он постарается произвести впечатление на окружающих, что очень умён и будет выносить скороспелые решения по вопросам, в которых совершенно не компетентен. Изучая муссар, он, порой, станет использовать полученную информацию, чтобы выискивать недостатки в окружающих. И хоть цель изучения муссарa — найти и исправить сóбственные пороки, такой человек сосредоточится только на недостатках других людей, а не на своих собственных (Chochmah Umussar, vol.2, p.262).

E) Мы способны развить в себе привычку думать о положительных качествах окружающих нас людей и прощать им их слабости. Нам следует думать о собственных ошибках и том, чтó нужно сделать, чтобы исправить их. Если нам действительно хочется улучшить свoи качества и исправить поведение, мы не должны концентрировать внимание на чужих недостатках (Maaneh Rach, ch.13).

Ж) Заметив промах у кого-либо, не теряйте время на комментарии. Взгляните на себя. Постарайтесь найти пути, чтобы помешать этим самым недостаткам проявиться в вас самих. Так должен поступать человек, работающий над самосовершенствованием (Alai Shur, p.137).

Сколько времени вы тратите, думая о чужих недостатках? Не полезней ли было бы использовать это время на размышления о том, чтобы самому стать лучше? Выработайте в себе привычку спрашивать себя, замечая в ком-то дефект: «А в какой степени я сам обладаю этим изъяном?»


В праздник Шавуот принято читать Книгу Рут, повествующую о судьбе моавитянки Рут. Рут (в русской традиции ее называют Руфь) присоединилась к еврейскому народу, приняла иудаизм и впоследствии стала основательницей династии царей из дома Давида Читать дальше

Книга Рут (Руфь)

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Содержание книги является яркой иллюстрацией к тому, что Письменную Тору и Устную нельзя отделить одну от другой. Если б не устная традиция, Боаз не мог бы взять в жену моавитянку.

Шавуот, праздник дарования Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Обычай учить Тору всю ночь Шавуот

Рут и семя Машиаха 5. Брак по левирату и брак с моавитянкой

Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»

Обычай, согласно которому после смерти мужа бли­жайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоми­нается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды

Рут и семя Машиаха 2. Грехи древних

Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»

Прежде чем идти дальше, важно понять, что грехи наших предков нельзя ставить в один ряд с нашими грехами