Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Разрешено ли пользоваться семисвечником, изготовленным неевреем, а также люстрой, состоящей из семи ответвлений?

В Торе сказано: «Не делайте при Мне …» (Шмот 20:20). Из этих слов учат наши мудрецы запрет строить дом или отдельную комнату, похожую по форме и размерам на переносной или стационарный Храм, а также запрещено изготовлять предметы по подобию храмовых: стол, светильник и др. («Авода Зара» 43а; «Менахот» 28б). И так постановлено в «Шулхан Арухе» («Йорэ Дэа» 141.8). Комментаторы объясняют, что запрет вызван тем, что если человек в бытовых целях будет пользоваться предметами, подобными тем, которыми пользовались в Храме, это будет недостаточно почтительно по отношению ко Всевышнему.

Согласно некоторым мнениям, запрещено изготовлять только такие предметы, которые в точности соответствовали бы храмовым («Хахам Цви» п. 60). Другие законоучителя считают, что запрет распространяется также и на предметы, которые напоминают храмовые («Маарик» п. 75). Как известно, «Менора» (храмовый светильник) была изготовлена из цельного слитка золота и имела замысловатые украшения: шарики, цветочки, рюмочки. Она имела определенные размеры, заданные Торой. Все это преследовало великие цели, и было связано с высшими мирами. Тем не менее, по закону светильник с семью ответвлениями, изготовленный из любого материала и имеющий любой размер, пригоден для того, чтобы зажигать с его помощью свечи в Храме. Поэтому делать подсвечники с семью ответвлениями для свечей запрещено в любом случае, согласно всем мнениям.

Многие авторитеты Торы считают, что если храмовый семисвечник был изготовлен не из золота, то он был пригоден для храмового служения и без шариков, цветочков и рюмочек. Однако золотой семисвечник не считается пригодным, если в нем отсутствуют перечисленные украшения. Если так, то по первому мнению, упомянутому выше, разрешено изготовить золотой семисвечник без шариков, цветочков и рюмочек, а по второму — запрещено. Заметим, что раби Акива Эйгер («Йорэ Дэа», 141.8) и автор респонс «Бехор Шор» («Рош а-Шана», 24а) придерживаются более строгого мнения.

В вопросе разрешено ли пользоваться семисвечником, изготовленным неевреем, к которому данный запрет Торы не обращен, мнения законоучителей разделились. Согласно некоторым мнениям, постфактум таким семисвечником разрешено пользоваться («Питхей Тшува», «Йорэ Дэа» 141.12). Другие считают, что это запрещено («Даркей Тшува», там же, п. 52). Если такой светильник изготовил еврей, согласно всем мнениям им запрещено пользоваться даже постфактум. Тот, у кого оказался такой светильник, должен как можно быстрее либо сократить количество ответвлений, либо добавить к ним новые.

В отношении Хануки многие задают вопрос: «Почему мы празднуем ее в течение восьми дней, тогда как чудо продолжалось всего семь дней» (см. «Бейт Йосеф», «Орах Хаим» гл. 670)? Освободители зашли в Храм, и нашли там сосуд с маслом, которого, по законам природы, должно было хватить на один день, но свечи горели целых восемь дней. То есть, чудесным образом свечи горели семь дополнительных дней, и в память об этом следовало бы отмечать праздник семь дней, а не восемь, и зажигать семь свечей, а не восемь. На этот вопрос есть очень много интересных ответов. Один из них связан с темой семисвечника. Если бы мудрецы постановили зажигать свечи семь дней, то, возможно, кто-нибудь по ошибке мог бы воспользоваться или даже изготовить подсвечник с семью ответвлениями. Для того чтобы предотвратить нарушение Торы, мудрецы постановили отмечать праздник восемь дней («Эдут ле-Исраэль»).

Разрешено ли пользоваться люстрой, состоящей из семи ответвлений, которая подвешена к потолку и в которой, в отличие от Меноры, отсутствует центральная ветвь? Рав Вознер считает, что в этом нет запрета, т.к. она совсем не подобна храмовому светильнику. Раби Акива Эйгер, у которого была такая люстра, по свидетельству его зятя, попросил прибавить к ней дополнительно восьмую ветвь, дабы отдалиться даже от минимальной вероятности нарушения (вступление к книге «Рахаш Левав»).

Из журнала Мир Торы


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?