Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Думскроллинг — это разрушительная привычка, которая лишает нас энергии и надежды. Вместо этого мы должны молиться, действовать и поддерживать близких.

Сирены и ракеты над Иерусалимом утром 7 октября у многих религиозных евреев вызвали секундное колебание: может быть, еврейский Закон разрешает, несмотря на шабат и праздник Симхат Тора, включить телефон и узнать, что происходит. И каждый невоеннообязанный тут же ответил сам себе: «Нет, от того, что я узнаю, откуда и почему летят ракеты, ничего не изменится, я этим не спасу ничью жизнь. Моё дело сейчас — идти в укрытие, когда звучит сирена, молиться о мире и безопасности Израиля и поддержать своих близких, чтобы не допустить паники».

По городу ползли самые невероятные и ужасные слухи, а евреи продолжали делать то же, что делают всегда в Симхат Тора, только с ещё большим воодушевлением. Все чувствовали, что Израиль в опасности, и нужны особенные молитвы, особенная учебы Торы, особенная любовь к ближним.

Навязчивый просмотр новостей

Закончился праздник, все включили смартфоны, радиоприемники, компьютеры и… не могут от них оторваться до сих пор. Мы одержимо хватаемся за телефоны, чтобы проверить: сколько убитых, сколько раненых, где упала ракета, что известно о заложниках, что сказал Байден, как отреагировала ООН… Новостям нет конца, и нет конца нашему желанию их бесконечно читать. Это похоже на обсессию. Впрочем, это и есть род обсессии, у нее даже существует название: думскроллинг, от английского слова «doom» (злой рок, гибель).

Откуда в нас это навязчивое желание постоянно читать мрачные новости? Кто-то это делает, чтобы показать самому себе (и окружающим), что ему не всё равно, что происходит в Стране. Кто-то живет за границей и беспокоится за своих близких, оказавшихся под ракетными обстрелами. Или он чувствует себя виноватым, что в эту страшную минуту не находится рядом со своим народом.

Если бы постоянный просмотр новостей был просто бесполезной тратой времени — это было бы еще полбеды. Страшнее другое: навязчивая проверка новостей лишает людей духовной и физической энергии, которая так необходима для того, чтобы совершать что-то действительно нужное — для наших детей, для наших близких, для тех, кто нуждается в помощи, для всего еврейского народа.

И самое непоправимое: когда человек смотрит фотографии и видео, на которых отображены ужасающие подробности убийств, издевательств над людьми, израненные тела и тому подобное — эти картинки намертво впечатываются в его сознание, и вытеснить их оттуда уже нельзя.

Один из духовных лидеров поколения, рав Тувья Полак, на днях опубликовал обращение ко всем, кому небезразлично душевное здоровье — своё и детей, где он буквально умоляет: «Перестаньте смотреть страшные фото и видео! Человеческая психика не приспособлена для того, чтобы видеть это и не сойти с ума! Нет и не может быть никакого оправдания просмотру кадров, на которых мучают людей! Если вы хотите остаться нормальными, если вы хотите остаться в своем уме — прекратите это. Это разрушает вашу жизнь и подвергает опасности вашу душу».

При этом и рав Тувья Полак, и другие раввины не призывают вовсе быть в неведении по поводу происходящего. Нет ничего плохого в том, чтобы почитать новости раза два в день. Но зачем нам знать подробности зверств и точное число убитых каждый час?

Кроме того, известно, что террористическая пропаганда распространяет фейковую информацию и фейковые видео — именно для того, чтобы мы это смотрели, сходили с ума от ужаса, слабели и падали духом. Это уже происходит, и множество людей обращаются к психотерапевтам в связи с депрессией, в которую они сами себя загнали постоянными мыслями об убитых и замученных.

Подобные новости усиливают наше чувство беспомощности перед лицом непостижимой трагедии. Это ставит нас в пассивное, безнадежное положение, позволяя негативным образам затопить наши разум и сердце.

Так что же нам делать, если мы хотим ограничить себя в непрерывном чтении и просмотре новостей и вылечиться от уничтожающего нас думскроллинга?

1. Вместо этого — молитесь

Ваша душа и души всех наших сестер и братьев, подвергшихся нападению, нуждаются в связи с Богом сейчас, как никогда. Не стоит недооценивать силу своих молитв. Вы можете говорить своими словами. Вы можете плакать, если не находите слов. Но каждая молитва будет услышана и принесет настоящую пользу.

2. Не молчите

Вам не нужно знать подробности последних новостей, чтобы высказаться в поддержку Израиля там, где вы живёте. Будь то Москва, Киев, Нью-Йорк или Осло — везде существуют группы ненависти, которые собираются в поддержку ХАМАСа. Наше дело — выступать в защиту Израиля, где бы мы ни находились.

3. Защитите своих близких

Если у вас есть дети, не пересказывайте им и не повторяйте ужасные новости, которые вы слышите. Им не нужно знать подробностей ситуации с заложниками или масштабов разрушений. Многие дети могут получить психологическую травму даже услышав такие подробности — и тем более, увидев фото или видео. Вместо этого ищите способы поднять настроение окружающим. Как? Посмотрите, что делают другие, или придумайте сами. Посылки израильским солдатам и жителям юга Израиля? Рисунок для солдата от ребенка? Свежие булочки для тех, кто стоит в многочасовой очереди на сдачу крови? Совместное отделение халы? Кружок художественной лепки для своих и парочки соседских детей? Изучение Торы? Вариантов откроется много, если оторвать глаза от экрана.

* * *

У нас не было телефонов 7 октября. Мы не знали, что именно произошло, но мы направили наши молитвы к Единственному Источнику всего происходящего, чтобы он защитил еврейский народ. Совсем недавно, в Йом-Кипур, мы произносили: «Раскаяние, молитва и цдака (благотворительность) отменяют тяжкий приговор Небес». Эта формула верна каждый день, а не только в День Суда. Нам нет никакой необходимости знать каждую деталь страданий другого человека, чтобы почувствовать его боль, помолиться за него, прийти к нему на помощь.

 

 


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?