Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Один купец остановился на постоялом дворе. У него была с собой небольшая шкатулка, в которой он хранил деньги. Поскольку он не мог в шабат выносить на улицу ключ...

«И сказал Б-г: Нехорошо человеку быть одному» [1] .

Из этого стиха следует, что главным в человеческом роде является Адам — первый человек. Именно для него Всевышний сотворил небо, землю и все прочее. Но женщина была создана только после того, как Всевышний увидел, что человеку нехорошо быть одному. Тогда он создал ему помощника. Можно понять это на примере следующей притчи.

Притча.

Есть вещи, которыми пользуются постоянно, и человек обычно хочет сделать их удобными и красивыми. Их разрисовывают и украшают. Но вещи, которые используются только для определенных целей, как, например, большие тазы для приготовления пищи или ведра, человек использует только в определенных случаях, когда это действительно необходимо.

К примеру, когда человек шьет себе новую одежду, он добавляет к ней разные украшения, которые нужны только для красоты, и чем больше, тем лучше. Но когда одежда порвалась, и надо залатать дыру, человек постарается сделать заплатку как можно меньше, чтобы она только соединяла порванные края. И чем больше заплатка, тем хуже выглядит одежда.

Так и здесь. Необходимыми созданиями на земле являются мужчины. Всевышний создал их для изучения Торы и выполнения заповедей. Но женщина была создана из-за того, что «Нехорошо человеку быть одному». Поэтому Всевышний создал ее для помощи мужчине, который должен служить Б-гу. И также сказали мудрецы [2] : «Женщины освобождены от повелительных заповедей, выполнение которых связано с определенным временем». Думающему человеку может показаться непонятным, почему женщина должна терять эти заповеди. Это можно понять при помощи следующей притчи.

Притча.

Торговец отправился в путь со своим слугой. Чтобы вести бизнес успешно, он должен быть приходить на деловые встречи вовремя. Но у его слуги не было таких жестких обязательств. Он просто следует за своим господином туда, куда тот пожелает.

Так и здесь. Мужчина был основным творением Всевышнего. Именно его он приготовил для изучения Торы и соблюдения заповедей, что приводит к исправлению всего мира. Для мужчины важен фактор времени. У каждого поколения свое время и у разных времен разное влияние, и они способствуют разным исправлениям. Поэтому служение Всевышнему мужчины подвластно фактору времени, и именно он должен вовремя выполнять заповеди, которые от него зависят. А поскольку женщина была создана для помощи мужчине, и для его блага, ей не была отведена решающая роль в чем-либо и она не должна исправлять мир. Поэтому заповеди, от которых зависят особые исправления в мире, в особые времена, не имеют к ней отношения.

«…Разве ты ел от дерева, от которого Я велел тебе не есть?!» [3] .

Требуется прояснить, для чего понадобилось такое многословие. Разве не достаточно было сказать: «Разве ты ел от Древа Познания»? Это можно понять при помощи следующей притчи.

Притча.

Один купец остановился на постоялом дворе. У него была с собой небольшая шкатулка, в которой он хранил деньги. Поскольку он не мог в шабат выносить на улицу ключ от шкатулки (в шабат можно выносить ключ на улицу только в месте, где есть эрув, или сделав его частью ремня — прим.), то решил закрыть шкатулку, просунуть ключ в щель в ее боку, а после шабата вызвать мастера, чтобы тот аккуратно ее вскрыл. Но хозяин постоялого двора захотел прикарманить деньги купца, и как только тот вышел, подобрал к шкатулке ключ из своей связки, открыл ее, и забрал деньги. После окончания шабата купец позвал мастера. Тот открыл шкатулку и оказалось, что в ней лежит только ключ, а денег нет. Купец был удивлен: как открыли шкатулку, если ключ был внутри?

Смысл этой притчи в том, что все вожделения человека к материальным благам и к наслаждениям появились из-за того, что человек поел от Древа Познания добра и зла. Это открыло в душе человека врата ненасытности и страстей. А до того человек вообще не знал зла. Поэтому Всевышний велел человеку: «От всякого дерева сада можешь есть, но от Древа Познани добра и зла не ешь» [4] [5] — чтобы сердце человека не требовало погони за мнимыми наслаждениями этого мира. Он не осознавал, что есть добро, но не стремился и к злу. Ключ от страстей и заключался в этом запрете есть от Древа Познания, и пока Адам не отведал от него, у него не должно было быть никакой тяги к материальным наслаждениям. И поэтому Всевышний потом спрашивает, откуда взялось желание поесть запрещенный плод: «Разве ты ел от дерева, от которого Я велел тебе не есть?!» — то есть, здесь как бы удивление, откуда появилась это стремление, ведь пока человек не поел от Древа Познания, его не должно было быть. На это Адам ответил: «Женщина, которую Ты дал мне, подала мне…»’, то есть, врата страстей открылись другим ключом, уговорами женщины. В Мидраше разъясняется, что она плакала, и досаждала ему, пока он не поел. Тогда Всевышний обратился к женщине: «Что ты наделала?!» [6] . Он не спросил ее, зачем она это сделала. Ведь это как в той притче — непонятно, как была открыта шкатулка, если ключ был внутри. Так и здесь — Всевышний велел женщине объяснить, как получилось, что еще не имея стремления к запрещенному, у нее возникло желание насладиться этим плодом. Она ответила: «Меня соблазнил на это змей» [7] . Он духовно загрязнил ее и, таким образом, «шкатулка» страстей была открыта другим ключом, при помощи сил зла (вошедших в женщину).


[1] Берешит 2:18

[2] Кидушин 29

[3] Берешит 3:11

[4] Берешит 2:17-18

[5] Берешит 3:12

[6] Берешит 3:13

[7] Берешит 3:14

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу.

 


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?