Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Мы нуждаемся в благе с Небес, но не можем получить его своими силами. Необходимые духовные качества есть у левитов.

Притча.

Один купец отправился за море вместе с сыновьями. Он решил не брать с собой слуг, чтобы сэкономить. Купец был стар и уже не мог готовить себе пищу, а из его сыновей только один умел готовить. Но отец заметил, что тот недолюбливает братьев и беспокоился, что он не будет готовить им из вредности. Тогда он поступил хитро: когда собирались, он тайком велел слуге занести в корабль кастрюли большого размера, а всю маленькие уничтожить. Таким образом, даже если его сын захотел бы готовить только себе, он не смог бы варить маленькую порцию в большой кастрюле, а будет должен наполнить ее. А этого хватит на всех.

Смысл этой притчи в том, что евреи нуждаются в благе с Небес, но своими силами получить его не могут. А коэны, которые вышли из колена Леви, которое служит в Храме, обладают необходимыми духовными силами и качествами для того, чтобы провести благо на землю, как говорит Мидраш[1]: «Взгляд Б-га (устремлен) на трепещущих перед Ним» — это говорится о колене Леви. И это то, что сказано: «Пищу дал он трепещущим перед Ним, помнит союз Свой вечно»[2][3]. Богобоязненность и праведность колена Леви будет вечной, и оно всегда будет достойно получать благословение с Небес. Но что если колено Леви захочет получать благо только для себя, но не для других колен? Чтобы этого не произошло, Всевышний сказал Аарону: «Не будешь наследовать их землю, и не будет тебе надела среди них» — не сможешь «готовить себе в маленькой кастрюле», ведь твой надел Я, а Я нахожусь среди всех сынов Израиля, так что и твой надел находится «в большом котле» вместе со всеми. Таким образом, никакой обвинитель не сможет приостановить поток изобилия, ведь благословение придет в заслугу колена Леви, и придет оно в большом количестве. Самому колену столько не будет нужно, оно выльется на весь народ Израиля, а народ, в свою очередь будет отделять от этого труму коэнам и десятину левитам, благодаря которому это изобилие получил. Ведь если бы у колена Леви был собственный надел, как могли бы остальные евреи получать благо с их помощью? И это то, что сказал пророк: «Принесите все отделенное в хранилище (которое было при Храме — прим.), и это будет для постоянного пропитания в Моем доме (для коэна и левита — прим.)». И Всевышний сказал: «Испытайте Меня этим, — сказал Б-г Воинств, — не открою ли вам небесные “окна”, и не вылью ли на вас благословение до бесконечности», то есть, Всевышний даст народу больше, чем необходимо, чтобы они давали то, что полагается коэнам и левитам. И сказали мудрецы: «до бесконечности» — ад бли дай, — пока ваши губы не иссохнут от повторения: «хватит» — ад ше-иблу (сфатаим) ми-ломар дай (от изобилия).


[1] Мидраш Бемидбар Раба 5

[2] Теилим 111:5

[3] Малахи 3:10

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


В праздник Шавуот принято читать Книгу Рут, повествующую о судьбе моавитянки Рут. Рут (в русской традиции ее называют Руфь) присоединилась к еврейскому народу, приняла иудаизм и впоследствии стала основательницей династии царей из дома Давида Читать дальше

Книга Рут (Руфь)

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Содержание книги является яркой иллюстрацией к тому, что Письменную Тору и Устную нельзя отделить одну от другой. Если б не устная традиция, Боаз не мог бы взять в жену моавитянку.

Шавуот, праздник дарования Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Обычай учить Тору всю ночь Шавуот

Рут и семя Машиаха 5. Брак по левирату и брак с моавитянкой

Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»

Обычай, согласно которому после смерти мужа бли­жайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоми­нается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды

Рут и семя Машиаха 2. Грехи древних

Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»

Прежде чем идти дальше, важно понять, что грехи наших предков нельзя ставить в один ряд с нашими грехами