Из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер», темы: Первородный грех, Сотворение мира, Мидраш, Авдала, Устная Тора, Мудрецы Мишны, Раби Элиезер, Адам
«И изгнал человека»[1]. Адам был изгнан из Ган Эдена и пошел на гору Мория, так как она находится рядом с вратами Ган Эдена. Оттуда был он взят и туда же возвращен, как сказано: «И взял Б-г человека»[2]. Откуда Всевышний его взял? Из земли, на которой в будущем должен был стоять Храм, как сказано: «Обрабатывать землю, из которой был взят»[3]. Сказал раби Йеуда: Всевышний соблюдал шабат первым, а Адам соблюдал его первым на земле. Шабат охранял Адама от бед и утешал в грусти, как сказано: «Когда много тревог у меня, утешения Твои ободряют душу мою»[4].
Сказал раби Йеошуа бен Корха: от дерева, под которым прятались Адам и Хава после греха, взяли листья и сшили, как сказано: «И сшили листья смоковницы»[5]. Сказал раби Элиэзер бен Яаков: из чешуи, которую сбросил змей, Всевышний сделал достойную одежду Адаму и Хаве, как сказано: «И сделал Бог Адаму и жене его одеяния из кожи и одел их»[6]. В сумерки в шабат Адам сидел и переживал: «Горе мне, ведь змей, который ввел меня в заблуждение в канун субботы, может укусить меня сейчас». Ему был послан огненный столп, чтобы светить ему и охранять. Увидел Адам огненный столп, возрадовался в сердце своем и сказал: «Теперь я знаю, что Всевышний со мной». Адам протянул руки к огню и произнес благословение: «Благословен… творящий свет огня». Убрав руки от огня, Адам сказал: «Теперь я знаю, что святой день отделен от будних и что не следует зажигать в этот день огонь», и произнес еще одно благословение: «.отделяющий святое от будничного».
Сказал раби Мана: «Как отделяют святой день от будней? Человек должен произнести благословение над бокалом вина при свете огня: “Благословен… творящий свет огня”. А когда убирает руки от огня, он должен сказать: “Благословен. отделяющий святое от будничного”. Если нет вина, пусть протянет руки к огню, и посмотрит на свои ногти, которые белее остального тела, и скажет: “Благословен. творящий свет огня”. А когда убирает руки от огня, пусть скажет: “Благословен. отделяющий святое от будничного”. Если нет огня, надо протянуть руки в сторону звезд, ведь они состоят из огня, посмотреть на свои ногти и сказать: “Благословен. творящий свет огня”. Если небо покрыто тучами и звезд не видно, следует взять камень с земли (так как с помощью камня можно извлечь огонь) и сказать: “Благословен. отделяющий святое от будничного”».
Сказал раби Элиэзер: после того, как человек выпил вино авдалы, он должен налить в этот же стакан немного воды (чтобы собрать оставшиеся капли вина) и выпить, чтобы показать, как ему приятна эта заповедь. Небольшим количеством воды, которая осталась после этого в стакане, смазывают глаза, так как мудрецы сказали, что остатки от выполненной заповеди задерживают наказание. Сказал раби Цадок: тот, кто не делает авдалу на вино на исходе субботы или не слушает авдалу от другого, никогда не увидит благословения в своих делах. А тот, кто слушает авдалу или делает ее сам, избран Всевышним, как сказано: «И отделил Я вас от других народов»[7], а также: «И будете Мне избранными»[8].
В первый день после субботы Адам вошел в воды верхнего Гихона по шею и постился семь недель, пока его тело не стало подобным решету (от раскрывшихся пор). Адам сказал Всевышнему: «Владыка всех миров! Сними с меня грех, прими мое раскаяние! Пусть узнают будущие поколения, что есть возможность раскаяться и что Ты примешь раскаявшегося!» Что сделал Всевышний? Простер над ним правую руку (как знак милосердия Своего) и снял грех с Адама, приняв его раскаяние, как сказано: «О грехе своем уведомил я Тебя и вины своей не скрыл… а Ты снял с меня грех. Сэла»[9]. Сэла (навечно) — в этом мире и в будущем.
Адам сидел и размышлял: «Ведь знаю я, что Ты низведешь меня в обитель смерти, куда попадает всё живое»[10]. Он решил: «Пока я жив, построю себе место погребения возле горы Мория». Адам сказал: «Перед скрижалями, написанными Божьим перстом, в будущем отпрянут воды Иордана, а мое тело Он сделал обеими руками и вдохнул в меня от Своего духа. Не желаю я, чтобы после моей смерти мои кости взяли и делали с их помощью разные чудеса и сделали из меня идола. Спрячу я свое захоронение глубоко и далеко в пещере». Поэтому эта пещера называется Пещера Махпела, ведь она двойная — пещера в пещере (кафуль на иврите — двойной [и корень «кпл/хфл» — прим.ред.]). В ней захоронены Адам и Хава, Авраам и Сара, Ицхак и Ривка, Яаков и Лея. Поэтому место, где она находится, называется Кирьят-Арба — «Город четырех», ведь там похоронены четыре пары. О них сказано: «Отходит к миру, покоится на ложе своем тот, кто шел прямо»[11].
[1] Берешит 3:24.
[2] Берешит 2:15.
[3] Берешит 3:23.
[4] Теилим 94:19.
[5] Берешит 3:7.
[6] Берешит 3:21.
[7] Ваикра 20:26.
[8] Шемот 19:5.
[9] Теилим 32:5-6.
[10] Иов 30:23.
[11] Йешаяу 57:2.
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.