Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Излишние восхваления не нужны для служения Творцу. Все их достоинство — только в их присоединении к молитве

 

«Все песни, сказанные в мире, сказаны в женском роде (т.е. слово шира женского рода). Беды продолжают приходить, а они (евреи) говорят песнь. Но в будущем не будет более бед, и тогда скажут шир — песнь в мужском роде» (Шмот раба).

Песнь в своем состоянии совершенства — это шир, и таковой она будет только в Грядущем. В тот день песня одна, без гимна, будет восхвалять Творца мира. Все то время, пока она поется вместе с гимном, она еще не достигла полноты своего раскрытия. В «тот день» — тогда мы «возблагодарим Тебя новой песней».

Шира — добавление буквы эй к шир

Добавление буквы эй обозначает песню, когда она поется в этом нижнем мире. Ведь этот мир сотворен буквой эй.

***

Этот вопрос подробно рассматривался в первой главе эссе «Молитва — жизнь во времени». Буква эй указывает к принимающего влияние, и поэтому формирует женский род. Она указывает на страдания, сопровождающие рождение всякого раскрытия. Ведь таков порядок сотворения этого мира: сначала тьма, а потом свет. Только из тьмы и бедствий, порождений времени, прорываются света раскрытия.

Осознание присутствия Всевышнего, напротив, на уровне шир относится к Грядущему миру, которого человеческие глаза не видели. А в материальном мире — «Сказал раби Ханина: Сказал Всевышний: Есть у тебя глаза, в них белое и черное. Но видишь ты не белым, а только черным» (Танхума). Ведь изначальная тьма — это возможность достичь раскрытия света. Но в Грядущем — «ибо своими глазами увидите возвращение Г-спода в Сион». Засверкает раскрытие белым сиянием, и из радости, не смешанной со страданием, и из совершенства блага, течению которого нет края и обновлению которого нет конца, воспоет Израиль новую песнь напротив лика Царя.

Если мы хотим подытожить одним словом все сказанное — шира есть соединяющее звено, процесс, который приводит зимра (гимн) к шир (песне).

***

«Любим Израиль перед Всевышним более чем ангелы служения. Ведь Израиль говорит свою песнь постоянно, а ангелы служения — только раз в неделю…» (Хулин 91). Это высказывание кажется странным: где мы видели такое служение Израиля — говорить песнь постоянно?! Есть и еще вопрос: «Откуда мы знаем, что Всевышний создал небеса для песни? Сказано: “Небеса рассказывают славу Б-га”». А откуда мы учим, что с того дня, как сотворил Всевышний землю, она говорит перед Ним песнь? Как сказано: «С крыла земли гимны мы слышали…» (Мидраш букв раби Акивы). Мидраш начал с песни земли, а закончил ее гимном. А мы ведь знаем, что это различные понятия!

На оба эти вопроса один ответ. Гимн (зимра), который Израиль поет здесь в нижнем мире, поднимаясь на небо, присоединяется к всеобъемлющему ходу мироздания и превращается в часть той общей песни, что прорывается из земли. Как объясняет р.Н.Леви в комментарии к сидуру Виленского Гаона: «Радость приходит от услащения судов, поскольку во всяком месте, где должно было быть наоборот, а превратилось в благо, из этого приходит радость. Так и левиты. Они были певцами, и они шли со стороны Гвуры… они пели от услащения судов, поскольку песнь приходит от воодушевления и восторга, когда качество суда переворачивается для нас в качество милосердия, и это возможно только от стороны Гвуры». Поразмыслите над этим хорошенько!

Мы объяснили (от имени Маараля в эссе «Благословение»), что излишние восхваления не нужны для служения Творцу. Все их достоинство — только в их присоединении к молитве. Такова и суть восхвалений Давида — это молитва. И таковым было его качество: «А я — молитва». В этом содержании и форме они были приняты в Израиле: народ Израиля молится Псалмами. Все его гимны — это выражение просьб приблизиться к Творцу из-за всех завес природы и сокрытий Лика. И величайшая благодарность за явление Лика Всевышнего. Песня Давида — это молитва, и ее действием было: привлечение изобилия благословения от источника благословений.

 


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.