Из цикла «Даат тфила», темы: Природа, Духовный мир, Еврейская молитва, Ангелы, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
Молящийся снимает покрывало с природы, и открывает, что она сама служит и поет свою песнь Творцу мира: «И небесное воинство Тебе поклоняется». Утром, произнося псукей дезимра (хвалебные стихи), он выражает песнь вселенной, пробуждающейся к жизни, и вся она — славословия Создателю. Мудрецы очень хвалили того, кто произносит эти стихи: «Пусть будет моя доля с теми, кто говорит Алель каждый день» (Шабат 118).
Исполняя эту песнь вселенной, верующий снимает маску естественных, природных явлений, которая служит преградой для света Лика Всевышнего. Эта маска способна стать причиной ошибки человека и отвержения им Творца. Молящийся освещает Вселенную своей верой и раскрывает ее внутреннюю суть, которая заключается в служении Всевышнему и Его прославлении.
Глубинная суть вещей заключается в следующем. Человек — это тот, кто всеми своими молитвами побуждает вселенную воспеть свою песнь Создателю. Речь идет даже о высших ангелах, как объясняется в Гемаре: «Ангелы-служители не говорят песнь наверху, пока не скажут ее сыны Израиля внизу, как написано: “При всеобщем ликовании утренних звезд, радостно воскликнут всех сыны Б-жьи (ангелы)” (Ийов 38:8, Хулин 91а)». «Вот в чем причина того, что ангелы, освящающие в высотах, ждут, пока мы не произнесем три раза освящение внизу… Не то, чтобы они выражали тем самым уважение Израилю, но нет у них силы и возможности открыть уста, чтобы освятить Всевышнего, пока не поднимется к ним голос освящения снизу, от Израиля. В этом также заключается и смысл произнесения Перек Шира (стихов из Писания, говорящих о Песни вселенной Создателю) каждый день. Тем, что человек, включающий в себя все силы мира, произносит ее, он дает силу ангелам и духовным правителям всех этих творений, чтобы они пели эти песни. Тем самым они притягивают свыше свою жизненную силу и благо, чтобы излить их во всех низших мирах» (Нефеш аХаим 1:11).
Мы объяснили общую модель установления времени молитв в соответствии с прохождением солнца по небу. Далее мы попытаемся углубиться в эту тему, насколько это возможно для нас людей.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Содержание книги является яркой иллюстрацией к тому, что Письменную Тору и Устную нельзя отделить одну от другой. Если б не устная традиция, Боаз не мог бы взять в жену моавитянку.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Обычай учить Тору всю ночь Шавуот
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Прежде чем идти дальше, важно понять, что грехи наших предков нельзя ставить в один ряд с нашими грехами
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Почему одни и те же слова привели к столь разным действиям?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Глава из книги «Сефер атодаа»
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Ради двух голубиц, чистых и праведных (Рут, моави-тянки, и Наамы, аммонитянки), Г-сподь, да будет бла¬гословенно Его Имя, помиловал два больших народа (ам-монитян и моавитян) и не уничтожил их
Редакция Толдот
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Книга Рут
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи праздника дарования Торы — праздника Шавуот
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Исполнение заповеди отсрочено
Редакция Толдот