Из цикла «В гармонии с природой», темы: Любовь, В гармонии с природой, Муж и Жена, Интимные отношения, Законы семейной чистоты, Рав Уриэль Зильбигер
Не секрет, что проблема брака все более и более обостряется во всем мире: семейные связи слабеют, любовь и тепло в отношениях между супругами встречаются все реже44. В чем причина? Может быть, дело в том, что люди не в состоянии удовлетворить свои все растущие страсти и чувства? Но ведь в наши дни в «свободном мире» люди не стыдятся и не скрывают никаких пристрастий и открыто удовлетворяют любые свои желания. А настоящей, прочной любви тем не менее нет как нет. Почему?
Сказали наши мудрецы45: «Всякая любовь, зависящая от какойлибо вещи, [преходяща]: уходит эта вещь (условие), уходит и любовь. А любовь, ни от чего не зависящая (безусловная), никогда не иссякает. Какой пример “обусловленной” любви [известен]? Это любовь Амнона и Тамар46. А “безусловной”? Это любовь Давида и Ионатана47». Эти слова раскрывают нам главный секрет любви. Муж и жена, которые хотят — а кто этого не хочет? — непреходящей любви и мира в доме, должны испытывать друг к другу безусловную любовь. Нередко основной причиной любви является половое влечение, хотя мы этого и не осознаем. Не приходится удивляться, что такая «зависящая», «обусловленная» любовь постепенно гаснет и в конце концов исчезает совсем.
Всевышний, Создатель человека, «знает» его психологию и физиологию, ведь Он сотворил и наше тело, и нашу душу. Зная это, Он знает и как помочь нам научиться любить друг друга настоящей любовью. «Раби Меир говорит: “Почему Тора определила продолжительность [состояния] ниды в семь дней? Потому что [муж] привыкает к ней (жене) и приедается ему. Сказала Тора: будет нечиста семь дней, чтобы [потом] была желанна мужу, как в час вступления под хупу”48». За периодом воздержания от физической близости следует период ее возобновления, и это действительно — обновление чувств, которое помогает избежать однообразия и будничности в отношениях и соответственно — угасания любви49. Более того, период ниды, когда всякая физическая близость супругам запрещена, служит им своеобразной школой настоящей любви. Именно в это время супруги устанавливают и укрепляют между собой взаимосвязь более высокую, чем физическая близость, такую, как духовное и эмоциональное общение и совместные переживания, строят любовь, «не зависящую ни от чего». А это — единственный способ сделать любовь непреходящей.
В любви родителей к детям, любви между братьями и сестрами, естественной и природной, нет, разумеется, необходимости в физической близости. Она сама по себе сильна и глубока. Подобно этому, для истинной любви между супругами нет необходимости в непрерывных интимных отношениях, хотя для построения полноценной связи между мужем и женой физическая близость, безусловно, важна как основа взаимоотношений и духовной близости. Но физическая близость без перерывов и ограничений, напротив, может принести вред, тогда как выход из рутины телесной связи может помочь душевному сближению.
Разумеется, приведенное выше объяснение — не единственная причина законов ниды, относящихся, как мы уже не раз говорили, к разряду «хуким», т.е. законов, смысл которых не может быть постигнут нами до конца. Но это — один из смыслов, который открыли нам наши мудрецы.
Из сказанного выше со всей очевидностью следует, что законы о соблюдении отдаления в период ниды имеют целью не разделить и не разобщить супругов, а напротив — внести свежесть и обновление в их чувства, позволить им каждый месяц возвращаться к радостным переживаниям дня свадьбы. Именно это может еделать их дом вечным строением.
Любовь и влечение супругов друг к другу столь важны в глазах Всевышнего, что Он Сам позаботился о деталях встречи первой супружеской пары в мире. Вавилонский Талмуд50 говорит, что, прежде чем привести Хаву к Адаму, Всевышний «собственноручно» причесал ее!
44 Отдельные идеи, изложенные в этой главе, разбросаны по разным главам книги. Здесь они даны как единая тема, в новом ракурсе.
45 Пиркей авот, 5:19.
46 Танах, Шмуэль П, 13. Амнон любил Тамар за ее красоту. Добившись близости с ней, он ее возненавидел.
47 Шмуэль I, 18. Давид и Ионатан были верны и преданы друг другу несмотря на то, что оба были претендентами на царский престол.
48 Трактат «Нида», 31б.
49 См. гл. 6.
50 Трактат «Брахот», 61а и др.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.