Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

ויקהל משה את כל עדת בני ישראל ויאמר אלהם אלה הדברים אשר צוה ה לעשת אתם

«И собрал Моше всё общество сынов Израиля, и сказал им: Вот слова, которые велел Г-сподь исполнить» (35:1)

Моше Рабейну собрал людей, чтобы учить с ними законы Шабата, и показал нам путь: собираться в шабат для изучения Торы. И так написано в еврейском законе: «Люди, работающие всю неделю и не учившие Тору в течение недели, должны учить Тору в шабат больше, чем мудрецы, занятые изучением Торы всё своё время» (Шульхан Арух, Йорэ деа 280).

Раби Шломо Сасон приводит такую притчу о людях, пришедших в этот мир и не делающих ничего для нужд мира грядущего.

Был человек, тяжким трудом зарабатывавший себе на пропитание. С течением времени собралась у него небольшая сумма. Узнал труженик, что приехал в город известный лектор. Множество народу было готово платить большие деньги, чтобы послушать его. Решил человек: «Всю жизнь я тяжко работаю, без отдыха и удовлетворения. Достоин я события, возвышающего душу!» — взял и на все свои сбережения купил билет на лекцию.

Вместе со всеми пришёл он на лекцию, уселся в кресло поудобнее, оглядел притихших слушателей. В зале воцарилась особенная атмосфера. Занавес поднялся и появился лектор. Наш герой увидел его лицо и одеяние, услышал его голос, но постепенно глаза его сами собой стали закрываться, и сладкий сон овладел им…

Он проснулся от звука аплодисментов по окончании лекции. Обратился к нему сосед: «Было изумительно, правда?»

«Да…, действительно».

«И как бы ты мог подытожить этот прекрасный час?» — продолжал допытываться сосед.

«Хм…, кресло удобное, но система отопления работала чересчур сильно…»

Поднял на него сосед удивлённые глаза и спросил: «Неужели ты пришёл сюда из-за удобного кресла и системы отопления? Ведь всё это можно было получить и у себя дома»…

Так и душа приходит в этот мир, дабы учить Тору, выполнять заповеди и делать добрые дела. И, если человек удовлетворяется сиюминутными удовольствиями — поесть, попить и поспать, — похож он на человека, потратившего все свои сбережения, чтобы вздремнуть в зале, вместо того чтобы услышать прекрасную лекцию, которая могла снабдить его ценными знаниями. Он же с чем зашёл на лекцию, с тем и вышел…

ששת ימים תעשה מלאכה וביום השביעי יהיה לכם קדש שבת שבתון לה

«Шесть дней будет делаться работа, в день же седьмой да будет у вас освящение полнейшего покоя Г-споду» (35:2)

Для р. Рахамима Хури, жившего восемь поколений тому назад на острове Джерба, главным делом было изучение Торы, а заработок он считал вторичным. Большую часть дня рав занимался Торой и кабалой, а немногие оставшиеся часы — ювелирным делом, в котором был большим мастером, и этого небольшого времени хватало для хорошего заработка.

Спросил однажды один из коллег рава: «Удивляюсь я. Ведь Вы заняты большую часть дня учёбой, а ремеслом — совсем немного времени, и, тем не менее, Вы успеваете сделать больше вещей, чем я, занятый этим долгие-долгие часы!»

Ответил ему рав: «Есть стих в Торе в разделе Ваякэль: Шесть дней будет делаться работа…» Слово תעשה написано с цейрэ под буквой тав, как будто работа эта делается для нужд освящения Храма, и помогают в ней с Небес. Это закон для человека, посвящающего себя служению Творцу: если ремесло лишь содействует учению и освящению себя, то помогают ему с Небес, и работа делается как бы сама собой!

ואתו אהליאב בן אחיסמך למטה דן חרש וחושב ורוקם

«И с ним Оолиав сын Ахисамаха из колена Дана, резчик, ткач и вышивальщик» (38:33)

Однажды во время засухи, рав Эзра Хамави назначил общинный пост. Вся община собралась в синагоге, чтобы читать псалмы и молитвы. Среди пришедших был также известный в городе торговец. Рав Эзра обратился к нему и сказал: «Твоё место в это время — в твоём магазине, чтобы зарабатывать деньги и раздавать их бедным, а не здесь, в синагоге!» И добавил: «Расскажу тебе притчу: один царь заболел, и врачи приказали играть перед больным на музыкальных инструментах. Министр финансов тоже умел играть. Приведут ли играть перед царём музыканта или министра финансов? Ты сейчас как министр финансов для бедных, ты для них — казначей, ну а их дело, — плакать и просить. Они прочтут псалмы перед Творцом, и Он ответит на их молитвы». Так и произошло.

Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»


В праздник Шавуот принято читать Книгу Рут, повествующую о судьбе моавитянки Рут. Рут (в русской традиции ее называют Руфь) присоединилась к еврейскому народу, приняла иудаизм и впоследствии стала основательницей династии царей из дома Давида Читать дальше

Книга Рут (Руфь)

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Содержание книги является яркой иллюстрацией к тому, что Письменную Тору и Устную нельзя отделить одну от другой. Если б не устная традиция, Боаз не мог бы взять в жену моавитянку.

Шавуот, праздник дарования Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Обычай учить Тору всю ночь Шавуот

Рут и семя Машиаха 5. Брак по левирату и брак с моавитянкой

Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»

Обычай, согласно которому после смерти мужа бли­жайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоми­нается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды

Рут и семя Машиаха 2. Грехи древних

Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»

Прежде чем идти дальше, важно понять, что грехи наших предков нельзя ставить в один ряд с нашими грехами