Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Когда Шабтай Цви принял ислам, это повлияло и на его последователей и на оппонентов среди современников и последующих поколений. В еврейском мире появилась тенденция к подозрительности. Критический анализ своих верований и поведения был необходим не только тем, кто поддался его пропаганде, но всем евреям. Неправильное использование кабалы Шабтаем и его группой вызвало подозрение ко многим ученым и благочестивым евреям. Как часто случается во время опасности и кризисов, за грехи других приходится страдать хорошим людям. Чтобы предотвратить появление нового лжемессии, ревнители — среди которых были и великие люди — подвергали суровой критике и тех, кто не имел никакого отношения к Шабтаю. Слишком часто необходимая борьба с саббатианством оказывалась чрезмерной, сказываясь на творческой индивидуальности невинных людей в еврейском мире.

Чтобы лучше понять это время, нужно оглянуться назад и увидеть старые трещины в стене традиционного иудаизма в Амстердаме и вокруг него. После изгнания из Испании в 1492 году много испанских евреев осело в Амстердаме. Они достигли стабильности, успеха и уверенности в этом новом доме. Рост города от маленькой сонной гавани до одного из главных городов Европы совпал с ростом и подъемом еврейской общины.

Но жизнь в сефардской общине Амстердама проходила не гладко. Сказывалось изгнание. Здесь традиционный авторитет раввина у общинных лидеров уже не был определяющим как в Испании. Но все же раввины действовали быстро и решительно, когда чувствовали угрозу жизни по Торе. Первым примером был Уриэль Акоста.

Он родился в Испании в еврейской семье, крещеной в римский католицизм. Но уже в юные годы Уриэль отстранился от христианства, а потом с матерью и братьями бежал в Амстердам, где они вернулись к иудаизму. Однако вскоре ему надоело и это, и он опубликовал памфлет против традиционного иудаизма, обвинив его в неверности Библии и еврейству. В 1616 году раввины Амстердама исключили его из общины. Акоста выразил раскаяние и был снова принят в общину, но в 1624 году провинился снова, опубликовав еще более пространную и возмутительную работу, отрицая бессмертие души. Его опять отлучили. Позже он снова отказался от своих слов, но травмированный общественным осуждением в 1640 году совершил самоубийство.

Акоста был предтечей знаменитого еретика Баруха Спинозы. Получив традиционное еврейское воспитание, Спиноза восстал против многих фундаментальных верований иудаизма. Он сформулировал собственную, отличную от еврейской веры, метафизическую философскую систему. Это был пантеизм, доктрина, которая отождествляла Бога с природой, природными силами. Спиноза не хотел оставлять эти мысли для личного пользования и произвел фурор в местной еврейской школе, обсуждая свои теории с учениками. Раввины пытались убедить его отказаться от еретических взглядов или хотя бы не высказывать их. Но его упрямство вынудило их пойти на драматический шаг: в июле 1656 года Спинозу официально исключили из еврейской общины Амстердама.1 Он обрел международную славу, но для евреев навсегда остался ренегатом. Даже попытка Давида БенГуриона, первого премьер-министра Израиля, через триста лет после смерти Спинозы реабилитировать его и снять решение об его исключении из общины, встретила в мировом еврействе лишь ледяное молчание и апатию непрощения.

1 Посетитель архива библиотеки испано-португальской синагоги Амстердама может увидеть список членов общины в 1656 году, где зачеркнуто имя Спинозы.

С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?