Каждый день, произнося молитву «Шма, Исраэль…», мы читаем в первой ее части о заповеди установления мезузы на косяках дверей дома. (Слово «косяки» на иврите — «мезузот».) В Торе это слово написано странным образом — только с одной буквой «вав», которая стоит в третьем слоге.
В следующей части «Шма, Исраэль», где говорится об исполнении заповедей, снова упоминается повеление устанавливать мезузы. Здесь слово «мезузот» написано уже с двумя буквами «вав», расположенными во втором и третьем слогах.
И, чтобы окончательно нас запутать, при описании выхода евреев из Египта, где говорится о необходимости помазать косяки дверей кровью овцы, то же слово «мезузот» снова написано с одной буквой «вав», которая стоит во втором слоге.
Что же это означает?
Чтобы найти ответ на этот вопрос, посмотрим на букву «вав». Она прямая и стройная как гвоздик, который железной хваткой скрепляет две вещи вместе. И действительно, в святом языке (иврите) эта буква часто играет роль соединительного союза подобно букве «и» в русском. Например, фраза «Зэ вэ зэ» переводится на русский язык как «Это и это», где буква «вав» соответствует русской букве «и».
С какими соединениями мы сталкиваемся в жизни? С самыми разными, о двух типах таких соединений говорят нам буквы «вав» в слове «мезузот». Бывает, один человек встречает другого счастливой улыбкой, радуясь обновлению отношений. Случается, что общая работа объединяет людей. Когда буква «вав» стоит во втором слоге слова «мезузот», она говорит о встрече, о радости новых отношений. Когда же в последнем слоге, то указывает на сотрудничество, объединение в действии.
Впервые слово «мезузот» встречается в рассказе Торы о выходе евреев из страшной тьмы Египта навстречу Всевышнему. Это начало знакомства еврейского народа с Творцом, вход в ворота Его Царства. Поэтому и слово «мезузот» написано с первым «вавом», обозначающим знакомство.
Следующий раз слово «мезузот» встречается в молитве «Шма, Исраэль». Евреи входят в ворота жизни вместе со Всевышним, Царем, каждое свое действие сверяя с Его волей. Поэтому слово «мезузот» в «Шма» написано со вторым «вавом», обозначающим действие.
Но даже выполняя все заповеди, человек может заснуть сном привычки, периодически сладко посапывая. Тогда Творец нежно подталкивает его острием буквы «вав». Мол, дорогой, даже если ты вошел в мир исполнения заповедей и прикреплен к Всевышнему вторым «вавом», не забывай, что есть также первый «вав», обозначающий обновление. Старайся делать все, как будто впервые открываешь для себя Творца. Не забывай, что исполнение каждой заповеди — это новый особенный подарок.
Поэтому во второй части молитвы «Шма, Исраэль…», говорящей о благословении, которое получают исполняющие заповеди, слово «мезузот» написано с двумя буквами «вав».
2
Предположим, человек готовится исполнить какую-то заповедь, скажем, организует празднование Песаха. Он старается изо всех сил и заранее начинает чувствовать вкус самого праздника, тягу к нему. А когда наступает долгожданный день, а он за нарядным столом рассказывает историю выхода евреев из Египта и вкушает мацу, обнаруживается, что испытываемые им ощущения отличаются от ожидаемых при подготовке. Отличие может удивить в приятную или, к сожалению, в неприятную сторону. Приятно, если в момент исполнения заповеди приходят глубокие интересные мысли, например, открывается новое понимание давно известных слов Пасхальной Агады. Иногда же сильнее всего ощущаются усталость и опустошенность. Почему?
Когда мы готовимся к исполнению заповеди, Творец будто приоткрывает дверцу и дает нам заранее почувствовать ее вкус. Это сравнимо со значением первого «вава» в слове «мезузот» — радость обновления отношений. Позже, при непосредственном выполнении заповеди, нам дается возможность почувствовать также вкус второго «вава», указывающего на исполнение воли Творца.
Возможно, в этот момент Всевышний сделает еще один подарок, откроет в этот момент и первый «вав». И это будет «вав», говорящий о радости обновления при самом исполнении Его воли. Но если он и не открылся, не стоит отчаиваться. Просто просите Творца, чтобы Он протянул нам лучик своего света, похожий на прямую букву «вав». А, проходя рядом с мезузой, прикасаясь к ней, не забудьте, что каждая заповедь — это новый подарок Творца!
из журнала «Мир Торы», Москва
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Евреи вынуждены бежать из Старого города, чтобы не стать жертвами арабов
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?